Шимон Ольга
Консультация для родителей «Как правильно хвалить ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Виолетта Александровна Шуляк
Решебник для мамы
Хвалить или не хвалить, если хвалить, то как правильно?
Похвала для детей, это как бальзам, способный творить чудеса – давать мотив к действиям, делать малыша уверенным в собственных силах, закреплять позитивные качества, помогать осознанию правил поведения в социуме. Но, в то же время, можно получить обратную реакцию, если перехвалить.
Публикация «Консультация для родителей „Как правильно хвалить ребенка“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Консультации для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Темочки
Как же хвалить ребенка?
1. В похвале вы должны оценить не ребенка, а его действия и поступки: «Доченька, твои игрушки так красиво сложены, что комната стала аккуратней выглядеть!», «Сынок, теперь твои вещи не разбросаны по всей комнате, а сложены и лежат на полке, а в комнате чистота и порядок!».
Нельзя: «Ты хорошая помощница», «Что бы я без тебя делала!»
Направляйте похвалу на дела и поступки, поделитесь своим отношением к совершенному действию, чтобы ребенок смог самостоятельно сделать вывод.
2. Похвала, сказанная слишком часто, теряет свой эффект, ребенок привыкает.
3. Хвалить необходимо за то, что дается с усилием, приложив не мало труда. Легко доставшаяся похвала не дает стимула к дальнейшему преодолению трудностей.
4. Хвалите за то, что вызвало у вас удивление и восторг, выражайте свои эмоции ребенку : «Мне понравилось, как ты реалистично нарисовала дерево!»
5. Иногда возникает вопрос: «Хвалить или нет?» Если выполнено самостоятельное действие похвалите. Другого варианта и быть не должно.
6. Если малыш прикладывает усилия к работе, но что-то не получается, похвалите за достигнутый результат: «Посмотри, какой красивый дом ты нарисовал, еще немного и забор дорисуешь».
Принесет отрицательный результат:
1. Если похвалить за то, что дается легко, без усилий.
2. Если вашему ребенку что-то дается тяжело, не ставьте в пример Петю, которому это дается легко. У ребенка формируете негативное отношение к данному виду работы.
3. Заодно и то же действие, дважды награждать не следует.
Когда вы хвалите ребенка, он должен сделать вывод из ваших слов:
А) Похвала;
Б) Вывод ребенка.
Примеры:
«Спасибо доченька, что помыла полы в комнате, теперь очень чисто в комнате!» Вывод ребенка : «Я помогла маме и ей теперь легче!»
Нельзя: «Ты моя помощница» – далее сделать вывод ребенок не сможет.
«Спасибо доченька, что разложила покупки, теперь я быстрее приготовлю кушать» Вывод ребенка : «Я помогла маме, теперь у нее больше времени»
Нельзя: «Ты просто золото!»
«Спасибо, что помыла посуду доченька, теперь так чисто на кухне!» Вывод ребенка : «Я помогла маме и маме будет приятно!»
Нельзя: «Так даже я не смогу вымыть посуду!»
Разновидности похвалы – их достоинства и недостатки
Положительная оценка действию
Положительная оценка действию расскажет малышу наше отношение к его деятельности или поступку. Мы рассказываем ребенку наше отношение, для того, чтобы завтра он смог порадовать нас еще большими результатами.
Плюс: когда ребенок осваивает новую деятельность, положительная оценка, является хорошим стимулом к работе и снизит неуверенность.
Минус: частая положительная оценка без использования других способов похвалы ведет к тому, что ребенок начинает обращать внимание не на действия и результаты, а на то, чтобы доставить удовольствие родителю. Результатом такой оценки станет лицемерие и лесть ребенка.
Если ребенок будет ставить на первое место интересы других, то из него вырастет личность с заниженной самооценкой и без собственного мнения.
Вывод: положительная оценка действию не должна часто использоваться и пользуйтесь другими приемами поощрения, о которых мы поговорим далее.
Одобрение
Одобрение мы применяем в случае, когда в работе присутствуют сомнения. В результате одобрения, мы как бы развеиваем сомнения и направляем действие к конечному результату.
Плюс: После одобрения, просыпается стремление к завершению работы, советы воспринимаются как помощь и по возможности реализовываются.
Минус: одобрение без поддержки других способов поощрения ведет к снижению самостоятельности, уверенности в себе, ведет к безынициативности.
Похвала
Похвалу ребенок слышит в результате выполненных действий. Она служит мотивацией к повторной деятельности и закреплению навыков.
Плюс: похвала является результатом выполненной работы. Не всегда работа выполнена правильно или ожидаема родителями. В некоторых случаях необходимо в плохо выполненной работе найти и позитив и объяснить ошибки.
Минус: если регулярно хвалить за выполненные действия, это порождает неумение доводить дело до конца. Малыш может не увидеть конечного результата в планируемой работе и отказаться от выполнения его.
Комплимент
Умение увидеть, заметить, разглядеть положительные черты, умения, навыки и донести их до ребенка.
Плюс: в связи с направленность комплимента на личность, он помогает усилить имеющиеся у ребенка позитивные качества.
Минус: акцентируя внимание на одном качестве, можно превратить его в недостаток.
Награда
Награда является одним из сильных стимулов к деятельности. Награда – это поощрение за достигнутый результат или за результат превзошедший планируемые достижения.
Награда бывает:
1) Материальной – игрушки, сладости, одежда, деньги и др.
2) Исполнение желаний.
3) Выполнение условий договора.
Награда является сильным стимулом к выполнению какой-либо деятельности. Ребенок, таким образом, со временем понимает, что нет ничего невыполнимого в жизни.
Любая похвала является особенно важной для ребенка в любом возрасте. Восприятие мира маленького человека, проходит через нашу реакцию на их поступки. Чем больше правильной похвалы слышат наши дети, тем уверенней они вырастают в собственных силах.
Подготовила физинструктор Шимон О. А.