Рагида Гайсина
Консультация для родителей и воспитателей «Песочная терапия — одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия - одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда
Подготовила: учитель-логопед Гайсина Р. И. МАДОУ детский сад «Солнышко» с. Юмагузино Кугарчинского района р. Башкортостан
Бытует такое мнение, что логопеды занимаются только постановкой звуков. Это неверное утверждение.
Я нарисую Вам портрет ребёнка, имеющего речевую патологию.
Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Песочная терапия — одна из технологий здоровьесбережения в работе логопеда“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Это ребёнок с низкой работоспособностью, с несформированной произвольностью психических процессов, повышенной утомляемостью, эмоциональной нестабильностью, слабо развитой моторикой, вдобавок ещё и часто болеющий.
Интенсивное изменение окружающего мира диктует учителю-логопеду необходимость выбирать более эффективные методы, способствующие решению представленных проблем у детей-логопатов.
Одним из таких методов является метод «Песочной терапии». Принцип был представлен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли и отечественные педагоги Санкт-Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна и Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.
Изучив их книги, я решила использовать игровые упражнения с песком в индивидуальной логопедической работе с детьми. Перенос обучающих и развивающих заданий в песочницу дал уникальный эффект. С одной стороны, существенно повысилась мотивация к занятиям, с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие тактильно – кинетической чувствительности и мелкой моторики.
Игры с песком:
1. стабилизируют эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.
2. снимают мышечное напряжение
3. совершенствуют зрительно - пространственную ориентировку.
4. расширяют словарный запас.
5. развивают фонематический слух.
6. помогают в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.
7. развивают речевое дыхание
Перед тем, как начать игру с песком, проговариваем с учениками правила поведения в песочнице :
1. нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы
2. нельзя бросать песок в других
3. после игры в песке нужно помыть руки.
А сейчас я представлю Вашему вниманию небольшой перечень игр, которые я использую в своей практике.
1. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это ощущения, которые мы получаем через кожу: горячий - холодный, сухой - мокрый, сыпучий - липкий.
Кинестетические ощущения возникают у нас, когда мы совершаем движения. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир. Поэтому на начальном этапе коррекционной работы использую игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, предложенные Грабенко Татьяной Михайловной и Зинкевич-Евстигнеевой Татьяной Дмитриевной в книге «Практикум по креативной терапии».
Вы видите игру «Здравствуй, песочек»
Ученик создает отпечатками ладоней разные причудливые узоры на поверхности песка.
Или кончиками пальцев ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Или изображает змейку, скользя ребром ладони по поверхности песка зигзагообразными и круговыми движениями.
2. Следующий вид игр – это игры, направленные на совершенствование координации движений, зрительно-пространственной ориентировки, на развитие графомоторных навыков, что необходимо для профилактики дисграфии и дислексии, т. е. нарушения чтения и письма:
«Загадка»
Я начинаю какой - либо рисунок, ученик должен его закончить.
«Рисуем дорожки»
Обводим трафареты или линии на песке.
«Вылечи букву»
Пишу часть любой буквы, но так, чтобы буква была узнаваема. Прошу ученика вылечить «больную» букву, дорисовав недостающий элемент.
3. Игры для развития диафрагмального дыхания
Перед началом игр для развития речевого дыхания напоминаю следующие правила:
1) Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком».
2) Выдыхай в трубочку медленно и плавно.
3) Старайся дуть, чтобы воздушная струя была очень долгой.
«Построй дорогу»
Надо построить дорогу для машинки, дуя в трубочку.
«Дорога к маме»
Ученик, дуя в трубочку, «рисует» дорожку от поросенка к маме-свинке.
«Добрый великан»
Ученик – это великан, который «разгоняет» песок и помогает черепахе добраться до своего домика.
4. Игра для развития фонематического слуха, дифференциации звуков С-Ш.
«Две поляны»
Ученик расставляет фигурки животных в следующем порядке:
- животные, в названии которых встречается звук [С], перемещаются на правую полянку;
- в названии которых встречается звук [Ш] – на левую полянку.
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. Ученые считают, что рисование песком снимает детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивает фантазию. Вот поэтому на своих логопедических занятиях я использую прием арт-терапии.
Посмотрите, насколько просты базовые образы. Вы видите порядок работы доступный любому ученику. В этих рисунках использованы упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук. Работают пальчики и часто обе руки одновременно. Здесь представлены наши шедевры:
- «Бабочка»
- «Лебедь»
Вывод: опираясь на приемы работы в педагогической песочнице, логопед может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, дыхания, формированию фонематического слуха более интересной, увлекательной, а самое главное более продуктивной.
Список литературы :
1. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во «Речь» 2005
2. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Игры в сказкотерапии» СПб 2008
3. М. В. Кисилева «Арт-терапия в работе с детьми» СПб 2006
4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева Практикум по сказкотерапии СПб 2013