Марина Литовкина
Консультация для родителей «Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?"
Краткая справка:
Публикация «Консультация для родителей „Скажи, скажи, художник, какого цвета дождик?“» размещена в разделах
Уважаемые родители! Если возраст вашего ребенка от 1,5 до 7 лет и вы всерьез заинтересованы в том, чтобы он полноценно и всесторонне развивался, раскрыл свои природные художественные способности, научился самовыражению при помощи изобразительных средств и материалов, фантазировать и воплощать замысел, получать эмоциональное удовольствие от сделанного – эта консультация для вас.
Разрешать или не разрешать?
Вам всем наверняка знакома ситуация: малыш случайно нашел острый карандаш или ручку и вы к своему ужасу застаете его рисующим на новых обоях. Какова же ваша реакция? Вам жаль обои, вы ругаете ребенка, отбираете карандаш, запрещаете впредь это делать. Но ребенок мал, он поймет, что этого делать нельзя, но это не уменьшит его желания «творить». Поэтому важно вовремя переключить его внимание с обоев на более доступные материалы, например, лист бумаги, или мелом на асфальте.
Зачем это нужно?
Когда маленький ребенок берет в руки карандаш, фломастеры, он возможно, еще не догадывается об их назначении. Но научившись оставлять деревянной палочкой след на бумаге (или где-нибудь еще, он стремится повторить свои действия. Это доизобразительный период – каракули. Ребенок что-то черкает, но взрослым это кажется бессмысленным. На самом деле это очень важно. Постепенно ребенок начинает менять характер движений и вдруг, к своему удивлению он видит что клякса, это вовсе не клякса, а кошка или собака, или даже слон. Это процесс узнавания. В этот момент очень важно взрослому быть и поддержать. Это переломный момент, это начало нового периода – изобразительного. Теперь рисование обретает для ребенка смысл, он сознательно пытается что-то изобразить, хотя получается это частично и пока еще продолжает носить случайный характер. Но это только начало, толчок. Взрослому теперь можно подключиться и показать несложные приемы рисования, но только с разрешения ребенка, ненавязчиво. Зачем это нужно? Во-первых развивается мелкая моторика рук. А так как деятельность руки напрямую связана с работой головного мозга, следовательно стимулируется умственное развитие, развивается зрительный анализатор, ребенок усваивает сенсорные эталоны (цвет, форму, размер, формируется художественное и конструктивное мышление. Все это вместе взятое помогает ребенку становиться личностью, раскрыть свой творческий потенциал.
Изодеятельность – это, пожалуй, самый продуктивный вид детской деятельности. И пусть даже ваши сын или дочь не станут художниками, но есть такое понятие как интерполяция, т. е. перенос усвоенных знаний, умений и навыков с одного на другие виды деятельности. Полученный опыт поможет освоить детям различные виды деятельности: для девочек это составление узоров при вязании, шитье, вышивании, украшение торта; для мальчиков – моделирование, подбор гардероба, строительство дома, резьба по дереву.
При правильном воспитании и обучении у детей разовьется свой эстетический вкус.
Чем рисовать?
Родители часто задумываются : чем лучше рисовать ребенку карандашом или кисточкой, а может ручкой (ей легче оставлять след на бумаге, давать ли ребенку краски, а если давать, то какие?
Итак, все по порядку. Давать нужно все, но не сразу, и желательно в игровой форме (пришла посылка, а в ней карандаши, сказочный герой ночью принес краски). Взрослый постепенно показывает и объясняет назначение всех изобразительных материалов и инструментов. Что сначала дать – карандаши или краски – особой роли не играет. Но если вашему ребенку только 2 года, а вы хотите научить его пользоваться красками, то лучше начинать с одного цвета. Цвет обязательно надо назвать, но поначалу не нужно добиваться от ребенка того же. В следующий раз можно взять краску другого цвета. Как нельзя лучше для этих целей подойдут гуашевые краски. Их можно разводить на палитре в нужном количестве. На данном этапе важно научить ребенка правильно держать кисточку (тремя пальцами возле железочки) и пользоваться ею (хорошо промывать, набирать нужное количество краски, лишнюю снимать о край баночки, осушать кисточку о салфетку в конце работы). Постепенно можно прибавлять цвета (2 цвета, затем 3 и т. д.). когда малыш научиться пользоваться кистью и хорошо ее промывать, можно предложить ему большой набор акварельных медовых красок. Учеными установлено, что у детей более острое восприятие цвета и глаз 4-х летнего ребенка различает гораздо больше оттенков, чем глаз взрослого. Если эту особенность не развивать и не закреплять, то с возрастом она утрачивается. Дети старшего дошкольного возраста могут пользоваться как гуашевыми так и акварельными красками. Можно научить ребят смешивать цвета на палитре для получения новых оттенков.
Кисти следует иметь разных номеров и разной формой ворса (плоские, круглые). Чем меньше указан номер на деревянной ручке кисти, тем она тоньше. Достаточно 2 – 3 кисти (узкая, средняя и широкая). Кисти лучше покупать с натуральным ворсом. Малышам 2 – 3,5 лет подойдут кисти из собаки, козы (2 штуки – узкая и широкая). Детям постарше 4 – 7 лет лучше приобретать беличьи кисти или колонковые. Чтобы правильно выбрать беличью или колонковую кисть достаточно ее окунуть в воду. Все ворсинки должны ровно прилегать друг к другу и образовывать тонкий и плотный кончик.
Яркий сочный след от краски на бумаге вызывает у детей эмоциональный отклик. След же от карандаша более бледный и тонкий, к тому же пальчики ребенка не могут регулировать силу нажима, карандаши надо постоянно точить. Эту проблему можно решить приобретя восковые мелки. Но у карандашей есть преимущества: они всегда под рукой их можно взять с собой на улицу, при рисовании они не размазываются, не надо ждать пока высохнет. Поэтому большой набор карандашей будет кстати. Старшим детям можно предложить фломастеры и научить рисованию в смешанной технике: фломастеры + карандаши + восковые мелки. Можно также разрешать пользоваться цветными ручками. Малышам рисовать ручкой только в присутствии взрослых, т. к. она может оказаться небезопасной для здоровья, не говоря о том, что малыш может сильно измазаться пастой.
Немного фантазии и терпения.
Последнее время большое внимание уделяется нетрадиционной технике: это и рисование тычками (палочка с поролоновым наконечником, картофельные матрицы (вырезанные из картошки брусочки разной формы оставляют на листе затейливый орнамент, нитками, кляксами, пластилином, углем и, наконец, пальцами и даже ладошкой! Изготовить необходимые инструменты и приобрести материалы в домашних условиях не составит большого труда и затрат.
Где рисовать?
Традиционно – на белом альбомном листе хорошей плотной бумаги. Но листу можно придать различную форму:, ,, ,. Бумагу можно затонировать, да не в один цвет, а сразу в несколько. Можно рисовать гуашью на цветной бумаге, акварелью на мятой. В технике «монотипия» при помощи гуаши и шампуни рисунок наносится на стекло, под которым положен белый лист и затем со стекла изображение отпечатывается на бумагу.
Можно рисовать и вовсе без бумаги: мелом на улице, палочкой на песке. Создать нарядную салфетку помогут тычки, которыми разноцветной тушью наносится оригинальный узор на белой, хлопчато-бумажной ткани. Затем прогладить салфетку горячим утюгом и готово.
В детской комнате, если позволяют возможности желательно прикрепить к стене лист линолеума или доску, чтобы ребенок мог рисовать мелом и дома. А если вы хотите избежать разрисованных обоев, то прикрепите к стене большие листы бумаги так, чтобы они плотно прилегали друг к другу и дайте свободу вашему художнику.