АНАСТАСИЯ ЕФИМОВА
Консультация для родителей и педагогов «Как научить детей делиться»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мой ребёнок не делится со сверстниками своими игрушками. Почему он жадничает?» Родители часто обращаются к психологу с подобным вопросом.
Родителям важно помнить, что для ребенка, познающего мир и свои границы, совершенно нормально лет до 3-4 не давать свои игрушки другим.
Кроме того, ребёнок может делиться с другими, только если у него есть ощущение, что данная вещь принадлежит ему. При этом важно давать ребёнку возможность самому решать, как распоряжаться своим имуществом.
Именно таким образом у ребёнка формируется ответственность и уверенность в себе от принятия самостоятельного решения.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Как научить детей делиться“» размещена в разделах
Рекомендации родителям
Чтобы ребёнок научился сотрудничеству и совместной деятельности, хотел делиться с окружающими, родителям нужно :
• Организовать в квартире личное пространство для ребёнка. Дошкольнику важно научиться нести ответственность за свою собственность. Можно закрепить за ребё нком какое-то пространство в квартире: комната или её часть, стол, полка с игрушками и его вещами. Ребёнку можно разрешить устанавливать свои правила, касающиеся его собственности, которые помогут сохранять и оберегать вещи.
• Разрешить ребёнку не отдавать его игрушки, если он не хочет.
Скажите ребёнку, в случае, когда он играет с другими детьми, ему не обязательно отдавать свои игрушки, если он этого не хочет. Но всегда можно договориться с партнёром по игре ради совместной деятельности. Например, предложить меняться во время игры или установить свои правила на пользование вещью.
• Показать, что вы уважаете собственность ребёнка. Если ребёнок не хочет чем-то с вами поделиться, вы можете сожалеть об этом, но при этом с пониманием отнестись к его выбору.
• Демонстрируйте ребёнку уважение к своей собственности. Если ребёнок проявляет интерес к вашим вещам, обозначьте для него, что можно делать с вашими вещами, а что нельзя; когда можно брать ваши вещи, а когда нет.
• Не показывайте, что вам стыдно за вашего ребёнка. Если вы испытываете чувство стыда, из-за того, что ваш ребёнок жадничает, не позволяйте вашему стыду принимать решение в пользу общественного мнения, защищайте интересы своего ребёнка, будьте на его стороне.
Рекомендации педагогам
В группе дети пользуются общими игрушками, из-за которых могут возникнуть конфликтные ситуации. Педагогу важно помочь детям справиться с такими ситуациями, научить дошкольников договариваться.
• Установите общие для всех правила порядка в группе.
Важно установить общие правила, которые будут соблюдать все, включая воспитателей. Например, после игры все игрушки должны быть убраны на свои места. Детям нужно обязательно объяснять зачем нужно выполнять то или иное правило. Таким образом у детей формируется положительная мотивация, осознанное отношение к необходимости соблюдать правила порядка в группе, ответственность за свои поступки.
• Говорите детям, как важно уважать друг друга. Проговорите с детьми о правилах вежливости и проиграйте их в совместной игре. Показывайте детям своим примером, как с уважением относиться к другим людям и к себе.
Демонстрируйте, как спрашивать, можно ли взять чужую вещь, и как реагировать на отказ. Покажите, как разрешать или не разрешать что-то самим.
• Вмешивайтесь в ситуацию, когда несколько детей претендуют на одну игрушку. Попробуйте совместно с детьми решить, кто будет играть первым, а кто может подождать. Обсудите с дошкольниками, чем эта игрушка так заинтересовала их. Это поможет отвлечь детей от ссоры. Как вариант, можно попросить детей поискать другие игрушки в группе с похожими признаками.
Это поможет организовать совместную деятельность детей и переключить их внимание.
• Не ругайте и не критикуйте детей за ошибки в контактах.
Ребёнок, которого слишком много ругают и критикуют, имеет заниженную самооценку, чувствует себя отверженным. Это может препятствовать желанию проявлять инициативу, вступать в контакт и тем более делиться чем-то.
Пока дети не умеют определять заранее, как правильно поступить, сопровождайте их в конкретных ситуациях и показывайте положительные примеры взаимоотношений.