Елена Абашина
Консультация для родителей и педагогов «Говорите разборчивей! Дизартрия»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ
«ГОВОРИТЕ РАЗБОРЧИВЕЙ! (ДИЗАРТРИЯ)»
Речь предназначена для общения. Однако чтобы передать смысл того, о чем говорится, речь должна быть разборчивой. Для этого, прежде всего, нужно, чтобы мышцы органов артикуляции были достаточно сильными и подвижными, то есть тренированными, наработанными. Если мышцы органов артикуляции оказываются неподготовленными к речи, то возникает речевое нарушение, называемое дизартрией.
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Говорите разборчивей! Дизартрия“» размещена в разделах
Это одно из наиболее тяжелых речевых расстройств. Чаще всего дизартрия – часть сложного комплекса нарушений, вызванных органическим поражением ЦНС.
Что же такое дизартрия? В переводе это слово означает расстройство артикуляции. Наступает оно из-за того, что язык, губы, нёбо, голосовые связки, диафрагма, то есть все органы человека, участвующие в акте речи, не могут двигаться в полном объеме. Причиной этой неподвижности является парез мышц артикуляционного аппарата.
Общим признаком всех дизартрий (бывают нескольких видов) является неразборчивая речь, то есть нечеткое произношение звуков, слов, фраз. Ограничен в движениях, прежде всего, основной орган артикуляции – язык. Затруднены движения других частей речевого аппарата. Характерен носовой оттенок речи (гнусавость). Голос (из-за пареза голосовых связок) становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивость речи при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи – ее мелодики и просодии. Вследствие этого для дизартрии характерна невыразительность речи, монотонность интонации.
Иногда дизартрия выступает в крайней степени выраженности. Тогда устная речь у ребенка не развивается вовсе. Это бывает в тех случаях, когда имеется не парез, а паралич артикуляционных мышц, и они совсем не способны двигаться. Такое состояние речевой функции обозначается как анартрия.
При правильном обучении дети, страдающие дизартрией (в том числе анартрией, могут научиться читать и писать.
Естественно, что лечение детей с дизартрией возможно только при применении комплексного метода, в котором сочетаются разные виды терапевтического воздействия.
Самыми важными из них являются:
Лекарственные средства, влияющие на деятельность головного мозга и направленные на уменьшение степени выраженности симптомов органического поражения ЦНС;
Физиотерапия, массаж, лечебная физкультура, иглотерапия для нормализации тонуса мышц и увеличения объема движения конечностей, а также органов артикуляции;
общее поддерживающее и закаливающее лечение для укрепления организма в целом;
лечение сопутствующих заболеваний;
логопедическая работа по развитию и исправлению речи.
Во всех видах лечения ребенка – дизартрика чрезвычайно большая роль принадлежит родителям (аккуратность и точность выполнения рекомендаций специалистов). Прежде всего, это относится к логопедическим занятиям.
В основном логопедическое воздействие при дизартрии направлено на разработку органов артикуляции. Оно включает:
массаж органов артикуляции (логопедический массаж);
артикуляционную гимнастику;
исправление произношения звуков речи;
исправление речевого дыхания и голоса;
работу над выразительностью речи.
Применяются два основных вида массажа: активизирующий (при вялости артикуляционных мышц) и расслабляющий (показан для мышц с повышенным тонусом). Выбор того или другого требует предварительной дифференциальной диагностики состояния мышц органов речи.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения, похожие на упражнения обычной гимнастики, только предназначены они не для тела, рук, ног, а для органов артикуляции. Большая часть этих упражнений относится к языку:
движения языка вверх-вниз: положить язык на верхнюю губу, опустить на нижнюю, облизать губы, двигая языком по кругу;
движения языка вправо-влево, то есть к уголкам губ;
подъем языка на альвеолы (бугорки) за верхними зубами с многократным энергичным произнесением звука «д»;
движение губ: смыкание-размыкание, вытягивание трубочкой вперед, растягивание в улыбку;
движение для маленького язычка (небной занавески) : энергичные короткие выкрики на звуке «а, а, а…»; питье воды маленькими глоточками (чем мельче глоток, тем активнее движения мышц гортани).
Чтобы заинтересовать ребенка, следует обращать упражнения в форму игры. Например, движения языка к уголкам губ можно представить как игру в часики; удары языком по альвеолам – как игру в дятла, который стучит по дереву, или в плотника, забивающего гвозди молотком и т. д.
Для выработки правильного речевого дыхания полезно различного рода дутье через рот: сдувание с ладони ватки, пушинок, дутье на свечу и т. д. Полезно использовать и упражнения, входящие в системы дыхательных лечебных комплексов Бутейко, Стрельниковой и других авторов. Однако нельзя забывать, что они могут быть полезными не во всех случаях. Применять их следует по назначению специалистов.
Таким образом, логопедическая работа при дизартрии чрезвычайно трудоемкая, многопланова и требует длительных систематических усилий специалистов, а также родителей ребенка. Наконец, исправление речевых расстройств при дизартрии возможно только в сочетании с правильным лечением, разработкой общей двигательной сферы и рациональным режимом жизни ребенка.
Родители детей с дизартрией, которым не удается помочь радикально (зависит от тяжести органического поражения мозга, должны помнить, что их ребенок способен развиваться умственно, и нужно приложить все силы, чтобы обеспечить ему необходимые условия для такого развития.