Жузлова Олеся Александровна
Консультация для родителей «Художественно-эстетическое развитие детей с умственной отсталостью в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст важный период формирования личности, в этот период ребёнок входит в мир социальных отношений. На примере личных поступков и поступков других он учится взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками, получает опыт, который соответствует этическим и моральным нормам и правилам поведения того общества, в котором находится ребёнок. Другими словами, дошкольный возраст – это важный период для социализации личности ребёнка.
Темочки:
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- УО, умственная отсталость. Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Дети с умственной отсталостью отличаются от обычных детей замедленным темпом созревания различных психических процессов и функций. Это может быть обусловлено, как биологическими, так и социальными факторами. Дети с УО легко отвлекаются, быстро утомляются, тяжело переключаются с одного вида деятельности на другой, не могут управлять своим поведением, договариваться между собой и чаще всего действуют импульсивно. Движения рук ребенка с УО несогласованные, мелкие мышцы пальцев слабо развиты, отсутствует плавность движений, и как следствие, появляются трудности в овладении продуктивными видами деятельности. У них с трудом формируются различные навыки, в том числе самообслуживания и социализации.
Социализация считается успешной, если ребенок может активно действовать в социуме, положительно влиять на него, общаться, играть, познавать окружающий мир. У детей с УО она происходит иначе, чем у дошкольников с нормой психического развития. Вследствие нарушения когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, дети хуже распознают эмоции, не владеют адекватными способами коммуникации, некритичны, часто инфантильны, предпочитают изолированные игры, не могут договариваться со сверстниками, нет активного взаимодействия друг с другом, спорные ситуации часто приводят к агрессии по отношению друг к другу.
В данном случае огромное значение для социализации детей с УО имеет художественно-эстетическое развитие, которое включает в себя: приобщение к искусству, изобразительную деятельность, конструктивно-модельную и музыкальную деятельность. Оно способствует формированию представлений о ближайшем социальном окружении, готовности к взаимодействию со сверстниками, освоению социальных норм, правил поведения, развивает понимание эмоционального состояния сверстников, формирует эмоциональную отзывчивость. Например, музыкальная деятельность помогает снять эмоциональное напряжение, вызывает чувство радости. Во время пения развивается артикуляционный аппарат, улучшается звуковая сторона речи ребёнка, он учится слушать и понимать характер музыки, интонировать, двигаться под музыку, учится игре на музыкальных инструментах, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников. Это побуждает действовать по правилам, что способствует социализации личности ребёнка.
Широко в своей работе с детьми используются различные виды продуктивной деятельности: пластилинографию, тестопластику, аппликацию, рисование нетрадиционными методами (крупой, ватными палочками, пальчиками, нитью, воском, изготовление кукол-самоделок. Во время организации и проведения всех видов деятельности, учитываем желания, настроение, возможности и интересы детей.
Любимым занятием для детей является лепка. Она способствует развитию мелкой моторики, за счет использования пластичных материалов и разнообразных действий с ними, в процессе чего активизируется работа пальцев рук и мозга. В ходе её идет, успокоение, расслабление организма. Мы используем нетрадиционный материал, а именно, лепку из соленого теста. В чем его преимущество над другими материалами: это экологически чистый материал, безопасный, его компоненты натуральные. Тесто – материал доступный, его можно приготовить самим, оно не пачкается, легко смывается, это очень важно в работе с детьми ОВЗ. Соленое тесто мягкий и эластичный материал, из него легко лепить фигурки, под силу даже малышам и детям со слабым мышечным тонусом. Детали поделок из теста соединяются с помощью простой воды. Детям очень интересно работать с тестом. В нашей группе имеются изготовленные руками детей коллективные картины и композиции, которые выполнены совместно, где дети планировали свою деятельность с учетом общей цели.
Большую радость доставляет детям изготовление тряпичных кукол, которые становятся дорогими и близкими для детей, т. к. они их смастерили 74 сами. Игра в куклы является отражением социальных отношений между людьми. Рукотворные куклы на протяжении веков сопровождали быт русских крестьян. Эти куклы бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколение.
Значимыми для социального становления личности ребёнка являются умения и навыки коллективного поведения и коллективной деятельности. Ребёнок учится договариваться, делиться, меняться предметами и материалами.