Лариса Денисова
Консультация для родителей группы раннего возраста «Первые шаги. Особенности лепки»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему все дети любят лепить? Зачем современному ребенку лепка? На одни вопросы нет общего ответа потому, что каждый ребенок воспринимает мир и лепит его по-своему.
Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные (иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах.
Публикация «Консультация для родителей группы раннего возраста „Первые шаги, Особенности лепки“» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Консультации для родителей
- Лепка. Конспекты
- Лепка. Консультации для родителей
- Лепка. Методические разработки
- Младшая группа
- Темочки
Каждый ребенок может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, но как настоящий! Вот почему с пластилиновыми игрушками так хорошо играть и ставить маленькие спектакли. Вспомните пластилиновые мультфильмы!
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества.
Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей. А если материала достаточно, и рядом есть умелый и в то же время деликатный взрослый, который вовремя поможет и поддержит, лепка становится любимым занятием на долгие годы.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка:
Повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
Развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
Синхронизируют работу обеих рук;
Формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
Но самое важное и ценное заключается в том, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребенка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.
Знакомство.
Пусть ребенок самостоятельно познакомится с материалом и его свойствами. Дайте ему пластилин или глину. Ничего не показывайте и не навязываете, пусть все делает сам, движимый естественным любопытством.
Можно обогатить опыт ребенка, если расширить границы этого открытия. Дайте ребенку возможность действовать с различными материалами. Он убедится, что некоторые из них – тесто, снег, влажный песок – обладают похожими свойствами, как глина или пластилин. Их можно легко изменить по своему желанию, придав любую форму.
Экспериментирование.
Ребенок осваивает пластичные материалы и делает новые «открытия». Теперь он исследует не только свойства, но и сферу своего воздействия на материал. Оказывается, он может оторвать, отщипнуть, открутить от целого куска небольшой кусочек пластилина или глины, который легко изменяется в результате тех или иных действий. Для этого его нужно смять, или расплющить, или скатать, или вытянуть, или сделать что-нибудь еще. Можно прижать к другому кусочку, и он не упадет, будет держаться, он легко размазывается на бумаге или на дощечке. На нем можно что-нибудь нацарапать или нарисовать, а потом загладить, и процарапанный рисунок исчезнет.
Переход к изображению.
Отпечатки на снегу и песке дают возможность ребенку первое наглядное представление о том, что некоторые вещества и материалы могут сохранить образ как определенную информацию.
Дети экспериментируют, изучают, сравнивают различные отпечатки, стараются определить источник («Кто оставил след?») «Следы» различных предметов стимулируют поисковый интерес. Какой след оставит вилка, если ее вдавить в пластилин плашмя? Если воткнуть вилку зубчиками? А если процарапать вилкой брусок пластилина? Отпечатки разных предметов – пуговиц, монет, колпачков, карандашей, крышек – вызывают желание угадывать и загадывать для других: «Что это такое?», «На что это похоже?», «Чем еще можно оставлять такой «след»?»
Основные формы лепки.
«Колбаска» или валик – первая форма, которую ребенок может освоить самостоятельно уже в 1 – 1,5 года.
В дальнейшем малыш совершенствует свое умение – раскатывает длинные и короткие, толстые и тоненькие, одноцветные и многоцветные валики. И, конечно, лепит не просто так, а потому, что это карандаши, палочки, конфеты, заборчик, деревья и многое другое. К 2,5 – 3 годам ребенок начинает более внимательно относится к форме и старается точнее ее передать. Он видоизменяет цилиндр всеми доступными ему способами и превращает его то в бублик, то в улитку, то в пирамидку.
Как получить цилиндрическую форму:
Раскатать кусочек пластилина в ладонях продольными движениями туда - обратно;
Раскатать кусочек пластилина кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики;
Как преобразовать форму цилиндра:
Свернуть в кольцо (бублик, баранка, кольца для пирамидки, колесики, обруч);
Скрутить в спираль (клубочки, улитка, змея, цветок);
Сплющить в ленту (листок, шарфик);
Раскатать в конус (морковка, колпачок);
Свить или сплести 2-3 «колбаски» (коса, растение, колонна);
Как получить шарообразную форму:
Скатать кусочек пластилина круговыми движениями;
Скатать кусочек пластилина кончиками пальцев; при таком способе получается очень маленькие шарики («глазки», «носик» и т. д.);
Как преобразовать форму шара:
Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать овоид или эллипс (дыня, воздушный шарик);
Оттянуть с одной стороны (груша, матрешка);
Скатать и по необходимости согнуть (банан, огурец);
Сплющить между ладонями в диск (колесо, лепешка);
Раскатать в конус (мороженое, пирамида);
Сплющить с одной стороны в полусферу (пряники, жуки);
Сделать углубление пальцами или карандашом (шляпка гриба, чашка, ваза);
Уважаемые родители – экспериментируйте, лепите со своими детьми! Получайте огромное удовольствие от процесса и результата лепки!