Иванова Мария
Консультация для родителей «Готовность ребёнка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни. Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться, прежде всего, на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении спедагогами.
Темочки:
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок?
в умении и стремлении действовать без помощи взрослого;
в готовности искать ответы на возникающие вопросы;
самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества.
Самостоятельный ребенок - это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе.
Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель
поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий.
Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого,
даже из самых лучших побуждений,постоянно опекать и помогать
ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные
трудности для его обучения.
Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.
О психологической готовности к школе
Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка, связанный с изменениями привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям педагога. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т. д. Это другая сторона готовности к школе- психологическая.
Психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье.
Психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:
интеллектуальная готовность;
мотивационная готовность;
социально-личностная готовность;
Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребенка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, т. е развитие познавательных процессов.
К 6– 7-и годам ребенок должен знать:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов.
Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребенка к школе :
игровой, основан на том, что там много ребятишек и будет с кем поиграть;
познавательный, ребенок хочет узнать что-то новое и интересное.
К 6– 7-и годам ребенок должен уметь:
способность управлять своим поведением
умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
стремление преодолевать трудности
стремление к достижению результата своей деятельности.
нравственно-волевые качества:
настойчивость, самостоятельность
трудолюбие, прилежание
усидчивость, терпение, ответственность
дисциплинированность, организованность
внимание
любознательность и т. д.
Социально-личностная готовность.
Настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителя. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут и работать в коллективе.
"Как преодолеть страх перед школой?»
Первое сентября практически у каждого человека связано с трогательными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку панически ее боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании.
1. никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т. д.
2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
3. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
5. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
6. Хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения.
Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности!
«Как воспитать у ребенка самостоятельность?»
-постоянно обогащать знания и умения детей;
-создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки;
-воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания;
-постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание);
-поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца;
-ориентировать ребенка на получение хорошего результата;
-постоянно расширять область самостоятельности ребенка.
-раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения;
-поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.