Светлана Ковалева
Консультация для родителей «Готовим руку к письму»
Консультация для родителей «Готовим руку к письму»
В школе на первом этапе многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом : быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильно написать букву, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок путает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Публикация «Консультация для родителей „Готовим руку к письму“» размещена в разделах
Эти затруднения обусловлены недостаточным развитием мелкой моторики руки, несформированностью зрительно-двигательной координации, внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Всё это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса. Письмо – сложный навык и в полном объёме недоступен дошкольнику. А подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Дети 5-6 лет с трудом ориентируются при письме в пространственных характеристиках: правая и левая сторона, верх-низ, ближе-дальше, под-над, около-внутри и т. д.
Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой моторикой руки. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует, раскрашивает детали рисунка, штрихует. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками и, более того, на развитии детского организма. Поэтому в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Основное внимание мы обращаем на формирование правильной позы при письме, учим детей правильно сидеть, держать карандаш, располагать необходимые предметы на парте, ориентироваться на листе тетради, самостоятельно выполнять задания. Ещё мы уделяем внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, что позволяет решить сразу две задачи: общее интеллектуальное развитие ребенка и подготовка к овладению навыкам письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения. Успешность работы по формированию двигательных навыков зависит от её регулярности.
Вашему вниманию представлен комплекс мер, способствующих развитию мелкой моторики рук.
- Пальчиковая гимнастика. Целесообразно каждое занятие начинать с пальчиковых игр, чтобы размять пальчики для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений.
- Игры с крупой, пуговицами, камешками, природным материалом. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и укрепляющее действие. Предлагаем сортировать по цвету, форме, размеру геометрический материал, рассортировать различные семена с помощью пинцета, угадывать с закрытыми глазами, катать орехи в ладошках и пальчиками по столу, выкладывать буквы с помощью семян, пуговиц, счетных палочек.
- Лепка из пластилина.
- Шнуровки, застёжки.
- Мозаика, пазлы.
- Вырезание ножницами.
- Рисование различными материалами – ручкой, простым карандашом, цветными карандашами, мелками, акварелью и т. д.
-Работа с бумагой. Складывание (оригами, отрывная аппликация.
- Графические диктанты по клеточкам. Штриховки.