Надежда Майорова
Консультация для родителей ГКН «Кто же такой дефектолог?»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые родители!
В этой консультации я отвечу на ваши вопросы!
Некоторые родители, к своему счастью, даже не знают, для чего нужен учитель-дефектолог в детском саду. А родителям детей, имеющих отклонения в развитии, пришлось тесно соприкоснуться с наукой дефектологией и познакомиться со специалистами этой области. В этой консультации я постараюсь более детально ответить на ваши вопросы и раскрыть основные понятия в своей работе. Итак:
- Кто же такой дефектолог?
- Что он делает в детском саду?
Публикация «Консультация для родителей ГКН „Кто же такой дефектолог?“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
- Чем дефектолог отличается от логопеда?
- Что входит в его обязанности?
Дефектология – это наука, которая появилась на стыке педагогики и медицины, однако специалист дефектолог не является врачом.
Дефектолог — это специальный педагог, который проводит коррекционные занятия с детьми, имеющими различные отклонения развития.
В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. В узком смысле дефектолог – это коррекционный педагог.
Основные формы работы-дефектолога : подгрупповые и индивидуальные занятия.
В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка.
Главная задача дефектолога - определить индивидуальный маршрут развития, воспитания и обучения ребёнка, оказать психологическую и консультативную поддержку родителям. А в дальнейшем подготовить ребёнка к обучению в школе.
На занятиях дефектолог использует игрушки, картины, книги, ИКТ, музыкальные инструменты и много разнообразного дидактического подсобного материала.
Цель коррекционно-развивающих занятий – конкретная помощь конкретному ребенку.
Чем дефектолог отличается от логопеда?
Разница между логопедом и дефектологом в том, что логопед занимается развитием речи, а дефектолог развитием интеллекта.
Ещё одной из важнейших сторон работы дефектолога является привитие детям необходимых бытовых и социальных навыков. Так как ребенок, имеющий интеллектуальную недостаточность, плохо адаптируется к жизни. Помочь справиться с этими проблемами, и призван дефектолог.
Функции дефектолога в детском саду
Работа дефектолога в детском саду включает в себя следующие этапы:
Первый этап – всестороннее обследование, направленное на изучение всех сторон развития ребенка. Например, педагог устанавливает, как ребенок вступает в контакт, каков у него рабочий темп, обследуется понимание устных инструкций, слуховое и зрительное восприятие.
Второй этап - разбивка детей на группы, в первую очередь опираясь на заключения ПМПК и в зависимости от полученных результатов обследования. В том случае, если ребенок не способен работать в группе (например, аутисты, то для них занятия будут проводиться индивидуально.
Третий этап – непосредственно коррекционная работа, по индивидуально составленным планам.
Проведение дефектологом занятий осуществляется в следующих направлениях:
Ознакомление с окружающим миром – направлено на формирование представлений о мире, природе, животных и явлениях; развитие ответственности и внимательности за собственные действия.
Развитие элементарных математических представлений – педагог знакомит детей с величиной и формой предметов, а также их иными характеристиками. Большое внимание дефектолог уделяет сенсомоторному развитию у детей.
Дефектолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие.
Деятельность дефектолога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
С детьми педагог проводит пальчиковые игры, конструирование с использованием различных по размеру деталей, обследование разнообразных необычных предметов, природных материалов и т. д.
Дефектологическое сопровождение обеспечивает включение работы специалиста во все сферы воспитательно-образовательного процесса. Содержание работы дефектолога представляет собой целостный комплекс мер, направленных на оказание помощи, как ребенку в форме занятий и динамического наблюдения за ходом развития, так и родителям, воспитателям в форме консультаций. Во время которых родители учатся необходимым приемам обучения своего ребенка.
Детям с нарушением интеллекта или с задержкой психического, психомоторного и сенсорного развития, не говоря о комплексных нарушениях, дефектолог в детском саду просто необходим. А родителям нужно помнить, что большую часть времени ребенок проводит не в детском саду, а в семье. Поэтому одни занятия дефектолога с ребенком не дадут такого результата, который можно получить при длительной и целенаправленной работе специалиста совместно с родителями.
Так что, дорогие родители, знайте, что дефектолог может сделать очень много для Вашего ребенка, но он не сможет заменить ему Вас в повседневной жизни. Благодарностью за Ваше терпение, заботу и любовь будет счастливая улыбка Вашего ребенка!