Светлана Курносова
Консультация для родителей «Гиперактивность у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Управление образования городского округа Саранск
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 116 комбинированного вида»
Тема: «Гиперактивность у детей».
(Консультация для родителей МДОУ)
Подготовила: воспитатель
Курносова С. А.
Публикация «Консультация для родителей „Гиперактивность у детей“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
В последнее время приходится всё чаще сталкиваться с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки привычных представлений. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно слушать взрослого и выполнять его указания.
К внешним признакам гиперактивности относится : невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенная двигательная активность.
Часто гиперактивности сопутствуют :
• проблемы во взаимоотношениях с окружающими;
• трудности в обучении;
• низкая самооценка.
Первые проявления гиперактивности наблюдаются до семи лет и чаще встречаются у мальчиков (у них гиперактивность часто сочетается с агрессивностью и упрямством – как следствием подавления психофизиологических потребностей и формирования психологических защит).
Критерии диагностики:
• импульсивность;
• дефицит внимания;
• повышенная двигательная активность.
Родители часто жалуются на то, что ребёнок не даёт им покоя – постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним всё время что-то случается, а чтобы добиться послушания, приходится повышать на него голос, но замечания и наказания не приносят результатов. С такими детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении.
Гиперактивный ребёнок получает больше всех замечаний, окриков, отрицательного внимания и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять своё поведение правилам и вследствие этого становятся причиной многочисленных конфликтов.
Как правило, в основе гиперактивности лежит ММД, наличие которой определяет врач-невропатолог, который при необходимости назначает медикаментозное лечение.
Такому ребёнку трудно долгое время сидеть неподвижно, не разговаривать. Добиться, чтобы гиперактивный ребёнок стал послушным и покладистым, — задача непростая, самое важное — научить такого ребёнка жить в мире и сотрудничать с ним.
Но с выводами о наличии гиперактивности спешить не стоит только на основании того, что ребёнок много двигается и непоседлив. Особенно важно для диагностирования гиперактивности выявление наличия проявлений импульсивности.
Как играть с гиперактивными детьми.
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать следующие особенности гиперактивного ребёнка :
• дефицит внимания;
• импульсивность;
• высокая активность;
• неумение длительное время подчиняться групповым правилам;
• быстрая утомляемость;
• трудности ожидания своей очереди;
• неумение считаться с интересами других.
Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать следует с индивидуальной работы, затем в малых подгруппах и только потом переходить к коллективным играм.
Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующими развитию внимания.
Тренировку слабых функций тоже следует проводить поэтапно. На первых порах рекомендуется проводить игры, способствующие развитию только одной функции. Например, игры, направленные на развитие внимания, контроль импульсивных действий. Отдельным этапом выступает работа по формированию навыков контроля двигательной активности.
Проведя игры по развитию одной функции, можно подбирать игры на тренировку сразу двух функций.
Развитие внимания – игра «Найди отличия».
Работа по формированию навыков контроля двигательной активности – игра «День и ночь» (на слово «день» дети бегают и веселятся, на слово «ночь» прячутся в нарисованный на асфальте круг – домик).
Также целесообразно проводить и другие игры, способствующие развитию перечисленных направлений, которые легко можно найти в сборниках игр и упражнений.
Рекомендации по воспитанию гиперактивных детей.
При взаимодействии с гиперактивными детьми родители испытывают много трудностей. Одни жестоко борются с непослушанием, другие опускают руки, а третьи, слыша постоянные упрёки, начинают обвинять ребёнка в том, что он именно такой, и впадают в депрессию.
Во всех этих случаях родители не способны выработать последовательную и оптимальную линию поведения.
Уверенность родителей в том, что другие не отвергают их ребёнка, поможет и им самим принять его.
Если педагоги будут встречать родителей гиперактивного ребёнка позитивной информацией, на смену напряжённому состоянию придёт чувство радости и гордости за своего малыша.
Психологи рекомендуют метод «карточек – переписки», который заключается в обмене между педагогом и родителями заранее подготовленными карточками, на которых в позитивной форме подаётся информация на ребёнка.
Советы.
• Постоянство и единство требований к гиперактивному ребёнку.
• Чаще хвалите малыша за успехи.
• Указания должны быть краткими и конкретными.
• Рассказывайте ребёнку заранее о дальнейших действиях.
• Соблюдайте дома чёткий распорядок дня.
Литература:
1. Журнал «Дошкольная педагогика», 2009 № 7, с. 49.
2. Журнал «Дошкольное воспитание», 2009 № 9.