Любовь Клисун
Консультация для родителей «Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Самостоятельность - это ценное качество, необходимое человеку в жизни. Самостоятельность воспитывается с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить назойливой опекой. Кому из вас незнакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам,» - говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на него рубашку, колготки, кормить его.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Наверное, каждый родитель желает видеть своего ребё нка успешным в будущем: в учёбе, на производстве. «Кирпичики развития» создаются не сразу, они появляются еще в раннем возрасте. От совместных усилий при взаимодействии педагогов, родителей и детей. Успешность ребёнка во многих видах деятельности зависит от способности проявить самостоятельность, управлять своими действиями, добиваться поставленных целей, которые ставятся перед ребёнком в воспитании и обучении. Всё это приобретается постепенно и только с помощью взрослого, родителя. Чтобы помочь ребёнку приобрести перечисленные раннее навыки, нужно знать, как в зависимости от возрастных особенностей, формируется самостоятельность, управление действий.
В 3-4 года речь взрослого является регулирующей. Чтобы ребёнок понимал нас, наши требования, указания: они должны быть чёткими, конкретными и не длительными по содержанию. По словесной инструкции ребёнок ещё не может выполнять сложные действия. Можно давать их пошаговыми инструкциями, где переход от одних действий к другим.
В познавательной сфере при помощи активности зрения, слуха, тактильных ощущений тела, рук, ног, ребёнок не может длительное время подчинять своё внимание и поведение - правилам предложенным взрослыми. Отсюда, необходимо развивать у ребёнка познавательный интерес к длительным видам деятельности, которые требуют наблюдательности, усидчивости. Формируйте в ребёнке интерес к объектам природы, учите наблюдать за изменениями в природе. Учите фиксировать внимание ребёнка на переменах, происходящих в ближайшей обстановке, на столе, в комнате. При длительной умственной, физической нагрузки ребёнок утомляем.
У детей 2 младшей группы занятия длятся 10-15 минут (когда ребёнок проявляет особый интерес к какой-то деятельности, то можно исходить от его желания).
Первые 5 минут ребёнок может быть более внимательным. Последующие 7-8 минут ребёнок начинает отвлекаться, он не может длительно сохранять неподвижную позу и слушать вас. Если вы в это время желаете продолжать совместные занятия, позвольте ребёнку переключить внимание. Дайте ему расслабиться, снять напряжение на 2 - 3 минуты на подвижные действия. Это может быть зарядка, игра для отдельных частей тела (рук, ног, пальчиков). Затем ребёнок с новыми силами станет воспринимать дальнейшие совместные беседы, игры. Ребёнок 3 - 4 лет особо нуждается, чтобы его внимание и восприятие активизировали, направляли и стимулировали.
Как помочь ребёнку овладеть каким –либо новыми действиями. «Научи». Ребёнку надо сначала показать, как выполняется то или иное действие, последовательность его выполнения. «Вместе». Чтобы ребёнок смог самостоятельно выполнить новые для себя действия, необходимо, чтобы он сначала научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение). И здесь крайне важно поощрять ребёнка, если он делает правильно. Воспитывая самостоятельность, старайтесь как можно реже прибегать к замечаниям, наставлениям, порицаниям.
Положительная оценка укрепляет у детей интерес, стремление улучшить свой результат, даёт им возможность увидеть, чему они научились, чему ещё нужно научиться. За что ребёнка можно похвалить в труде по самообслуживанию? Похвалы заслуживает старание, усидчивость, находчивость ребёнка, стремление оказать внимание, помощь родителям, овладеть новыми действиями. Чем больше ребенок умеет, тем увереннее он себя чувствует.
Труд должен приносить ребёнку радость. Поэтому не надо упрекать его в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз. Опыт придёт постепенно. Сначала нужно вызвать интерес.
При воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста и дошкольников ни в коем случае нельзя доделывать и переделывать то, что делает ваш ребенок, в его присутствии. Это означает поставить жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность ребенка. Таким образом, мы заявляем, что ребенок делает все плохо, не так, как нужно.
Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще.
Исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.
Ранний возраст
1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно!
2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об это. Важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно!
3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяем «Я сам!». Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно в рамках разумного, всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.
4. Просить совета у ребенка. Даже маленький ребенок сможет подсказать вам, в какую вазу поставить цветы или какое полотенце предложить гостям. В этой ситуации важно его участие и готовность отвечать за совместно сделанный выбор. Чем чаще вы будите просить совета у ребенка, тем лучше.
Дошкольный возраст
1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня оденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
2. Главная задача взрослого – приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту.
3. Соблюдать договоренности, держать слово. Позвольте ребенку самому назначить время возвращения с прогулки, уборки игрушек и т. д. Важно объяснить, что назначенное время должно соблюдаться неукоснительно. При этом важно помнить, что сын или дочь вряд ли поймет, почему нельзя нарушать данное слово, если вы сами не всегда сдерживаете обещания.
4. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
5. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая внимания к этому взрослых.
6. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.
Прислушайтесь, пожалуйста, к советам психологов: «Подавлять порывы самостоятельности детей ни в коем случае нельзя».
Итак, мы пришли к выводу, что самостоятельность является тем качеством, которое следует воспитывать в детях дошкольного возраста.