Ольга Ермолюк
Консультация для родителей «Формирование речевого дыхания»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека. Мы не задумываемся о его важности, а между тем, правильное речевое дыхание является основой четкой дикции, от него зависит сила голоса и темп речи.
Дыхание в процессе речи, или так называемое речевое дыхание, по сравнению с физиологическим дыханием в спокойном состоянии имеет существенные отличия, обусловленные особыми требованиями, предъявляемыми к дыхательному акту во время речи.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование речевого дыхания“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речевого дыхания. Консультации
- Темочки
В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Нормальный «речевой вдох» характеризуется наличием определенного количества воздуха, способного обеспечить поддержание подскладочного давления и правильного голосоведения. Большое значение для озвучивания связного высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно и логически завершенного отрезка высказывания (так называемый речевой выдох).
Речевое дыхание осуществляется произвольно, неречевое — автоматически. При речевом дыхании выдох в зависимости от содержания высказывания может быть то короче, то длиннее; вдох осуществляется одним импульсом, выдох — несколькими и постоянно меняется по своей силе. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения.
Особенности речевого дыхания у дошкольников.
У детей дошкольного возраста есть определенные особенности речевого дыхания, которые отличаются от дыхания взрослых :
• Недостаточно развитый дыхательный аппарат. Часто речь детей звучит неразборчиво и тихо. Нехватка воздуха приводит к тому, что ребенок не может договорить начатую им фразу. Другой момент – он пытается успеть произнести всю фразу целиком на вдохе, в результате чего он говорит слишком быстро, при этом не делая пауз.
• Выдыхаемый воздух распределяется нерационально. В таком случае запас воздуха кончается уже на первом слоге, т. е. конец слова либо произносится значительно тише, либо вовсе «проглатывается».
• Проблемы с распределением дыхания по словам. Чтобы восполнить запас воздуха, ребенку приходится брать паузу во время произношения фразы, в результате чего он может забыть, о чем он хотел сказать.
• Искажение звуков речи из-за неправильно выдыхаемой воздушной струи.
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей.
«Покатай карандаш»
Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
«Перышко»
Ребенок сдувает с ладони взрослого или со своей ладони перышко, легкий ватный шарик.
«Назови картинки»
Взрослый раскладывает перед ребенком 3- 5 картинок и предлагает их назвать на одном выдохе.
«Вьюга»
Ребенок по сигналу взрослого «Вьюга начинается» тихо изображают ее звук: у-у-у, «Сильная вьюга» - изменяют силу голоса до громкого (но не крика, «Вьюга стихает» - снова изменяют силу голоса до тихого, «Вьюга прошла» -замолкают.
«Вертушка»
Ребенок делает глубокий вдох носом, затем сильный выдох на подвижные части игрушки, чтобы привести их в движение. Сначала ребенку предлагается бумажная вертушка, так как для нее требуется меньше усилий, затем пластмассовая.
«Буря в стакане»
В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.
«Чья птичка дальше улетит?»
Птичек, сделанных из тонкой цветной бумаги, ставят на край стола. Ребенок с мамой становятся напротив птичек. По сигналу: «Птички полетели!» необходимо дуть на фигурку. Продвигать птичек можно только на одном выдохе. Чья птичка улетит дальше, тот и победит.
«Плыви, корабль!»
В таз с водой пускаем бумажный корабль. Плавным выдохом дуем на корабль.
«Буль-Буль».
В стакан наливаем воду и поставив в неё коктейльную трубочку, делаем ею буль-буль.
Хорошо помогают игры с музыкальными инструментами – губными гармошками, дудочками. Эти занятия помогают детям контролировать вдох и выдох.
Из других подручных средств можно воспользоваться мыльными пузырями (можно купить или сделать самостоятельно) и воздушными шариками