Ирина Моргунова
Консультация для родителей «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи
Современный ребё нок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развёрнутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы, сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет до пяти тысяч слов. Если 4-5 летний ребёнок хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, может оказаться, что у малыша общее недоразвитие речи. Это сложный дефект, коррекция которого требует немалых усилий со стороны логопедов, воспитателей и, естественно, родителей. Недоразвитие речи может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова в фразы, до развёрнутой речи с элементами лексико – грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики, грамматики. У таких детей словарный запас составляет около трёх тысяч слов, в нём отсутствуют или наличествуют в искажённом виде менее употребительные слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки. Наиболее характерные лексические трудности касаются знания и называния: частей предметов и объектов, приставочных глаголов, антонимов, относительных прилагательных.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В грамматическом строе распространены ошибки: в употреблении предлогов (Мама взяла книгу от полки, согласовании различных частей речи (Подошёл к два коня, построении предложений (Шёл Петя грибы лес собирать). В связной речи отражаются все перечисленные особенности. Развёрнутые смысловые высказывания отличаются и отсутствием чёткости, последовательности изложения, акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц. Труднее всего даются детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:
1. Уделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую неправильного развития лексической и грамматической сторон детской речи.
2. Наполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением, а именно:
посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь ( например: это мяч, это шапка и т. д.);
в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы и т. д. ( например: это книга; нет книги; ищу книгу; думаю о книге; рисую книгу. Коля рисовал, а Даша рисовала и т. д.);
обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать их по смыслу (например, соответственно: встал, лег, зашил дырку, пришил пуговицу, вышил цветок и т. д.);
привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, положи карандаш под стол, спрячь карандаш за спину т. д.);
совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (например, игра «У меня синий шар, а что у те6я…», желтое яблоко, красная машина, 4 красных яблока, 6 красных яблок, 6 легковых машин, 6 воздушных шаров).
3. Обращать внимание ребенка на процесс приготовления пищи, её качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (напpимep, как готовим: варим, жарим, печем, чистим; вкусовые качества: вкусная, сладкая, горькая, горячая, холодная; цвет: зеленый, жёлтый).
4. Важную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов-описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.
5. Важно, чтобы вся вышеизложенная работа происходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и исподволь, ненавязчиво, в игровой форме позволяла ему овладевать сложной структурой родной речи.
6. Родители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то чрезмерно веселой, бурной, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы. Наоборот, учитывая особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, родители могут сделать все, чтобы их ребенок преодолел речевые затруднения.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛЕКСИКО- ГРАММАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Упражнение № 1 Цели. Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря ребенка: имена существительные. Содержание. Взрослый называет предметы, которые находятся вокруг: в группе, в кабинете, в спальне, на улице, на даче, на участке детского сада и пр. — и просит ребенка повторять их названия. Примечание. Для создания игровой ситуации и активизации ребенка взрослый может предложить малышу задание-шутку. Показывая, например, на стул, взрослый спрашивает: «Это стол?». Дотрагиваясь до дивана, задает вопрос: «Это кровать?». И т. д. Помогать взрослому, а тем более исправлять его, ребенку понравится гораздо больше, чем повторять слова вслед за ним.
Упражнение № 2 Цели. Пополнение, уточнение и активизация обиходно-бытового словаря ребенка: имена существительные. Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и предупреждает, что специально будет неверно называть слова. Затем вместе с ребенком взрослый производит различные действия (топает, хлопает, прыгает, ползает, потягивается, поворачивается, поет, кружится и т. п.). После уточнения названия каждого действия взрослый, топая, спрашивает: «Я прыгаю?»; хлопая, задает вопрос: «Я кружусь?» Такая игровая ситуация побуждает малыша правильно называть действия.
Упражнение № 3. Цели. Расширение, уточнение и активизация предметного словаря ребенка. Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинку (см. рис., назвать все изображенные объекты и подумать:
Кто бегает (прыгает, ходит, ползает, плавает, летает?
После работы с картинкой можно переходить к подбору слов без наглядной опоры. Здесь взрослый помогает малышу жестами, мимикой, подсказывающими словами (длинная, скользкая, холодная; большой, сильный, косолапый, мохнатый). Вопрос будет звучать так:
Кто ещё может бегать (ползать, прыгать, ходить, плавать и т. д. ?
Упражнение № 4. Цели. Расширение, уточнение и активизация предметного словаря ребенка. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинку (см. рис., вспомнить то, что делает он сам утром дома, в детском саду, на улице и т. д., и сказать:
Что может делать мальчик? (прыгать, играть, есть, пить, лепить, рисовать, чистить зубы, строить, катать машинки, слушать музыку и т. д.). Каждое названное ребенком слово фиксируется с помощью любого счетного материала. Это дает возможность оценивать результат и прослеживать его улучшение в дальнейшем. Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам: Что может делать мама? девочка? собака? кошка?
Упражнение № 5. Цели. Учить ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Содержание. Взрослый показывает ребенку кукольную посуду, мебель, одежду. Затем, сравнивая их с настоящими предметами, объясняет, что маленькие предметы мы называем по-другому — ласково: ложечка, шкафчик, пальтишко, бантик (утрированное произнесение последнего слога обязательно). Взрослый предлагает ребенку поиграть. Он рассказывает :
Жил-был в лесу маленький гномик, и был у него маленький домик, и всё-всё у гномика было маленькое: у нас нос, а у гномика носик; у нас колпак, а у гномика — ?
Предлагается образовать уменьшительно-ласкательную форму от существительных : куртка, пальто, комната, кухня, кастрюля, кровать, кресло, шкаф, окно, огород, борода, брюки, носки, туфли и т. д. В случае ошибочного образования ребенком уменьшительной формы существительного ( например: туфлички, пальтичко, кресличко и пр.) взрослый сначала предлагает ребенку выбрать правильный вариант: туфлички или туфельки? И только если ребенок не может сделать выбор, взрослый сам произносит правильную форму, а затем просит ребенка несколько раз её повторить.
Упражнение № 6. Цели. Учить ребенка правильно образовывать форму родительного падежа единственного числа существительного с предлогом У. Содержание. Взрослый предлагает ребенку поиграть и правильно ответить на следующие вопросы: — У кого добрые глаза? (у мамы, у папы, у бабушки, у дедушки). — У кого сильные руки? — У кого копыта? лапы? ноги? шерсть? щетина? рога? длинный хвост? длинные уши? когти? вымя? пятачок? полосатая шкура? пятнистая шкура? Если ребенок отвечает существительным в именительном падеже или искажает нужную падежную форму взрослый уточняет вопрос (у кого) и сам на выбор дает ребенку 2 ответа, например: У тигр или У тигра — как правильно? Если и после этого ответ ребенка неверен, взрослый предлагает малышу несколько раз повторить правильный вариант, утрированно произнося окончания слов, с тем чтобы осуществить перенос на следующие ответы. Игра продолжается до тех пор, пока ребенок не научится верно образовывать и употреблять данную падежную форму существительных.
Упражнение № 7. Цель. Учить ребенка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол. Содержание. Взрослый предлагает малышу внимательно слушать и выбрать для рыбки, лягушки и бабочки правильное, точное действие. - Рыбка к камню (отплыла или подплыла, от берега (переплыла или отплыла, всю реку (вплыла или переплыла). - Бабочка к цветку (отлетела или подлетела, с ветки на цветок (облетела или перелетела, вокруг капусты (влетела или облетела, в комнату (подлетела или влетела). - Лягушка к бревну (подпрыгнула или впрыгнула, на бревно (прыгнула или отпрыгнула, с бревна (отпрыгнула или спрыгнула, от журавля (перепрыгнула или отпрыгнула). Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать нужный приставочный глагол.
Упражнение № 8. Цель. Учить ребенка подбирать нужный по смыслу приставочный глагол. Содержание. Взрослый наливает воду в стакан, берет чашку, кружку и лейку. Затем, произведя на глазах ребенка соответствующие действия, закрепляет значения слов: переливать, поливать, доливать, наливать, обливать, выливать, заливать, вливать, от-ливать, сливать.
Упражнение продолжается до тех пор, пока ребенок не станет сознательно и точно подбирать приставочный глагол.
Упражнение № 9. Цели. Уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА; продолжать учить ребенка выделять голосом предлог НА в предложении. Содержание. Взрослый предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки (см. рис.) и отыскать, где спряталось «маленькое слово на», т. е. составить предложения только с предлогом на (Бабочка сидит на цветке и т. п.). Затем взрослый произносит предложения, составленные по данным картинкам, с предлогом на и без него (Муравей сидит под цветком; Паук сидит около гриба и т. д.) и каждый раз спрашивает: «Есть в моем предложении маленькое слово на или нет?» Как «провокационные» можно дать следующие предложения: Налетел ветер, закачал цветок. Или: Листок накрыл червяка. Или: Мама напомнила Васе полить нарциссы. И т. п. Если малыш говорит, что в этих предложениях есть «маленькое слово на», взрослому следует отчетливо, раздельно произнести каждое слово, а также напомнить правило о том, что «маленькое слово на» появляется тогда, когда предмет находится наверху, и еще раз проанализировать «провокационные» предложения.
Упражнение № 10. Цели. Уточнить для ребенка пространственные отношения, выраженные предлогом НА; учить ребенка составлять предложения по наглядной ситуации. Содержание. Взрослый расставляет перед ребенком различные мелкие предметы (баночку с клеем, кассету, ножницы и т. п.) на предметы обстановки, под них, около них, за ними и просит малыша назвать только те предметы, про которые можно составить предложение с «маленьким словом на».
Упражнение № 11. Цели. Учить ребенка употреблять числительное ДВА или ДВЕ в соответствии с родовой принадлежностью заданного существительного. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на себя в зеркало и подумать: про что из частей тела мы можем сказать два? (плеча, локтя, уха, глаза, виска, колена, бедра и т. д.). Взрослому необходимо исправлять все допущенные малышом при подборе слов ошибки. Только когда большинство существительных мужского рода правильно названы, следует спросить: Про что из частей тела мы говорим две? (ноздри, щеки, коленки, пятки, брови, руки, ноги.). Для уменьшения числа ошибок полезно каждый раз при назывании существительного напоминать заданное числительное — два или две.
Упражнение № 12. Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму дательного падежа существительных в единственном числе без предлога; образовывать существительное в дательном падеже от существительного в именительном падеже. Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (см. рис., назвать все изображенные предметы, подумать, людям каких профессий нужны они для работы, и сказать об этом полным предложением. Например: Разделочная доска и нож нужны повару. Компьютер нужен бухгалтеру, инженеру, писателю и пр.
В этом упражнении важно сравнить 2 формы существительных — именительном и дательном падежей. Поэтому вопросы Кто работает с этими инструментами? и Кому они нужны? следует чередовать. Упражнение считается выполненным, когда предложения по всем картинкам составлены без ошибок.
Упражнение №13. Цели. Продолжать учить ребенка составлять 4-словное предложение без наглядной опоры с включением существительного в творительном падеже единственного числа; закрепить умение контролировать количество слов в предложении по схеме. Содержание. Взрослый объясняет малышу, что сейчас нужно будет составлять предложения по схеме. Затем четко, внятно задает вопросы: —Чем Вова ест котлеты? — Чем Таня ест бульон? — Чем мама наливает суп? — Чем Коля ловит рыбу? — Чем папа пилит дрова?
— Чем дедушка режет колбасу?
— Чем маляр красит стену?
— Чем художник рисует картину?
— Чем Катя клеит бумагу?
— Чем Женя пишет письмо?
— Чем мама мажет руки?
— Чем Нина открывает банку?
— Чем Люся моет руки?
— Чем Петя чистит зубы? и др.
Большое количество вопросов в этом упражнении необходимо, так как ошибки при употреблении творительного падежа существительных встречаются у детей часто и они стойкие. Значение всех выделенных, а также других малознакомых или непонятных ребенку слов подробно объясняется.
Упражнение № 14 Цели. Учить ребенка замечать и исправлять ошибку в согласовании местоимения и существительного. Содержание. Взрослый просит малыша посмотреть на картинку (см. рис.) и назвать все Незнайкины вещи. Он объясняет, что Незнайка ленивый мальчик, заниматься не любит и поэтому очень часто ошибается. Взрослый должен акцентировать внимание ребенка на том, что в тексте, который он сейчас прочтет, могут быть ошибки (без такой установки ребенку трудно психологически перестроиться). Затем взрослый читает Незнайкино письмо и просит малыша помочь исправить все ошибки:
Это мой комната. Мой кроватка стоит у окна. Моя стол стоит в углу комнаты. Мой ступ стоит около стола. Сегодня я торопился в школу и не нашел мой вещи. Ребята, помогите найти, где моя ранец, моя свитер, моя сапог и моя курточка.
Когда все ошибки в письме Незнайки исправлены, взрослый просит ребенка поучить Незнайку и подсказать ему, как правильно он должен сказать про все остальные предметы в своей комнате (подушку, вазу, мишку и т. п.) : мой или моя.
Упражнение № 15. Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму творительного падежа существительных в единственном числе с предлогом ЗА. Содержание. Взрослый показывает малышу картинку (см. рис.) и рассказывает, что в одном детском саду есть прекрасный живой уголок. Затем он просит малыша перечислить животных, которые там живут. Взрослый напоминает ребенку, что за всеми животными нужно ухаживать, и рассказывает, как это делается. Затем спрашивает малыша: — За кем ухаживали дети в живом уголке?
Ребенок составляет предложение о каждом животном в отдельности, четко выделяя окончания существительных в творительном падеже, а также предлог за.
Взрослый, показывая на каждый объект, вначале просит назвать его (именительный падеж существительного, а затем сказать, о ком заботятся люди (предложный падеж). Упражнение считается выполненным, когда ребенок составит предложения обо всех объектах на картинке без ошибок.
Упражнение № 16. Цели. Учить ребенка правильно употреблять форму предложного падежа существительных в единственном числе с предлогом О. Содержание. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку фермерского хозяйства (см. рис., перечислить предметы и животных и рассказать, о ком и о чём заботятся люди на ферме.
Упражнение № 17. Цели. Учить ребенка правильно употреблять все формы косвенных падежей существительных в единственном числе. Содержание. Взрослый предлагает малышу назвать все предметы, изображенные на картинках (см. рис., затем читает начало предложения и просит ребенка закончить его, чётко проговаривая окончание последнего слова. 1. (листок) Муравей сидел около. — Жук спрятался под. — Гусеница сидела на. — Божья коровка ползла к. — Муха села на. 2. (яблоко) Петя откусил кусок от. — Муха ползла по. — Восемь косточек было в. — Муха села на. — Муха сидела на. — Петя шёл с большим. 3. (книга) Много картинок было в. — Коля положил карандаш на. — Коля пришёл в гости с. — Мама не может ездить в метро без. 4. (машина) Пять человек сидело в. — Папа отошёл от. — Сосед купил новую. — Механик лежит под. — Пассажир сел в. 5. (полотенце) Пловец вытирался большим. — Купальщица завернулась в. — В бассейн нельзя ходить без. — Котёнок пробежал по. — Мама купила новое. — Много полосок было на. — Мыло лежало под. 6. (дерево) Птица сидела на высоком. — Ёжик отполз от. — Жук ползет по. — Пастух сидел под. — Осталось мало листьев на. — Все листья облетели с. 7. (кресло) Кот сидел на. — Собака спала под. — Петя положил газету на. — За столом не хватало одного. — Малыш постучал по.
Упражнение № 18. Цели. Учить ребенка составлять предложения и словосочетания с предлогом В, правильно употребляя этот предлог. Содержание. Взрослый показывает солонку и сахарницу, предлагает малышу назвать предметы и то, что в них обычно находится (соль и сахар, а затем подумать и перечислить : — Во что (в какую еду, в какие блюда) кладут соль, а во что — сахар? Ответы ребенка: Соль кладут в пюре. Соль кладут в кашу. Соль кладут в бульон (вермишель, запеканку, щи, борщ, рассольник, рис, солянку, салат, винегрет и т. п.). Примечание. Ответ целым предложением позволяет упражнять ребенка в правильном употреблении не только предлога в, но и глагола класть, который нередко искажается в речи детей (ложить).
Таким же образом составляются предложения со словом сахар: Сахар кладут в кашу (кефир, кофе, ряженку, кисель, компот, чай, молоко, какао, запеканку и т. п.).
Упражнение № 19. Цели. Учить ребенка выделять в предложении предлоги В, НА и ПОД. Содержание. Взрослый объясняет ребенку, что сейчас будет говорить предложения с «маленькими словами в, на и под». Затем просит малыша посмотреть на схемы предлогов (см. рис.) и вспомнить, какое «маленькое слово» обозначается каждой схемой. После уточнения пространственных отношений, выраженных каждым предлогом, взрослый просит ребенка смотреть на схемы, внимательно слушать предложения и искать в них «маленькие слова».
Пассажиры сели в автобус. Аист поселился на крыше дома. На сосне много шишек. Под ёлкой жил ёжик. Пете в глаз попала соринка. На поляне росла земляника. Садовник оставил тяпку под кустом сирени. Малыши играли в песочнице. Щенок залез под диван. В парке много аттракционов.
Когда все предлоги будут правильно названы, взрослый может предложить малышу повторить те предложения, которые он запомнил (с каждым «маленьким словом»).
Упражнение № 20. Цели. Учить ребенка правильно отвечать на вопрос какой по материалу, а также образовывать относительные прилагательные. Содержание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку (см. рис., подумать и сказать, какой по материалу этот кувшин, если он сделан из дерева (деревянный). — А если кувшин сделан из металла? из пластмассы? из стекла? из глины? из фарфора? из хрусталя? из керамики? — Если эта сумка сделана из кожи, то она какая? (кожаная). А если из нейлона? соломы? брезента? полиэтилена? бумаги? и пр. Все непонятные ребенку слова объясняются и проговариваются несколько раз.
Когда образование основных относительных прилагательных усвоено, можно поиграть с ребенком в игру со счетным материалом. Задача — подобрать как можно больше существительных к заданному относительному прилагательному, чтобы ребенок полнее усвоил его лексическое значение.
— Что бывает стеклянное? деревянное? металлическое? пластмассовое? глиняное? кожаное? фарфоровое? брезентовое? и пр.
Необходимо подбирать по 5—6 слов к каждому относительному прилагательному, отчетливо проговаривая его при этом.
Упражнение № 21. Цели. Продолжать учить ребенка образовывать относительные прилагательные. Содержание. Взрослый предлагает малышу посмотреть на картинки (см. рис., внимательно слушать, из чего сделаны предметы, кушанья или напитки, и четко, внятно произносить каждое относительное прилагательное. — Какой сок, если он из абрикосов? апельсинов? груш? яблок? малины? грейпфрута? клубники? земляники? винограда? лимона? смородины? моркови? помидоров? слив? вишен? и пр. — Какой суп, если он из картошки? (картофельный, фасоли? гороха? рыбы? курицы? пшена? свёклы? геркулеса? вермишели? грибов? овощей? (овощной, фруктов? (фруктовый) и пр. — Какой дом, если он из блоков? (блочный, панелей? (панельный, досок? (дощатый, брёвен? (бревенчатый, камней? кирпичей? соломы? глины? бетона?
Примечание. При образовании этой группы относительных прилагательных важно использование одинаковых основ исходного и образованного слов: из досок—не деревянный, а дощатый; из панелей — не сборный, а панельный дом. — Какая блузка, если она из ситца? сатина? байки? фланели? трикотажа? шерсти? шёлка? нейлона? парчи? штапеля? вельвета? замши? и пр.
Используемая литература:
1. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР[Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. - СПб. : СОЮЗ, 2001.- 224 с.
2. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико –грамматических представлений [Текст] / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Детство – Пресс, 1999.-48 с.