Татьяна Горбунова
Консультация для родителей «Формирование грамматической стороны речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевые игры на формирование грамматической стороны речи
Требования к речи дошкольника разные, в зависимости от его возраста:
3-4 года. Ребенок должен повторять за воспитателем небольшой рассказ (составленный по картинке, серии изображений, согласовывать слова в числе, роде и падеже.
4-5 лет. Ребенок должен сам составлять небольшой рассказ, пересказывать несложные тексты. Он должен понимать и пользоваться словами с обобщающим значением.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование грамматической стороны речи у дошкольников“» размещена в разделах
5-6 лет. Дети должны строить простые и сложные предложения, грамматически правильно оформляя их. Они должны рассказывать о картинке, предмете, использовать прямую и косвенную речь.
Работа по формированию грамматического строя речи у дошкольников содержит следующие разделы:
1. Словоизменение:
- категории числа: «Один - много» (стол – столы, красивый – красивые, едет – едут);
- категории рода: «Он, она, оно» (он – заяц, она – девочка, оно – солнце);
- категории падежа:
родительный падеж : «У кого машинка? Чего не стало?»;
дательный падеж: «Подарить кому?»;
винительный падеж: «Рисую что? Кормит кого?»;
творительный падеж: «Чем рисует мальчик? Кем гордится мама?»;
предложный падеж: «Говорю о ком? Читаю о чём?».
2. Словообразование:
- образование уменьшительно-ласкательных форм существительных;
Например, игра «Большой-маленький». Смотри, у меня большая рука, а у тебя маленькая ручка; у меня большая нога – у тебя маленькая ножка; у меня большой стул – у тебя маленький стульчик и т. п.
- образование прилагательных от существительных;
Например, сапоги из резины (какие) -резиновые, шарф из шерсти (какой) – шерстяной, стол из дерева (какой) – деревянный, сок из яблок (какой) - яблочный и т. д.
3. Согласование:
- существительных с местоимениями;
Например, моя кукла, мой стол, мои игрушки; твой обед, твоя одежда, твои машинки и т. п.
- существительных с числительными;
Например, один жук, два жука, пять-жуков; одна сердитая кошка, две сердитые кошки – пять сердитых кошек и т. п.
4. Формирование фразы :
- простые нераспространённые предложения;
- распространённые предложения (распространение предложения путём введения определений, наречий, однородных членов предложения);
- предложения с использованием предлогов (предложно-падежные конструкции);
- сложносочинённые предложения (с союзами «а», «и», «но, «да»);
- сложноподчинённые предложения (с союзами «потому», «потому что», «чтобы», «для того, чтобы», «затем, чтобы» и др.).
Это лишь малая часть используемых упражнений и игр. Зная особенности речевого развития детей в зависимости от их возрастного периода, педагог может четко и конкретно определить задачи, над которыми необходимо работать при формировании грамматического строя речи.