Настя Савченко
Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей 5-6 лет»
Возраст: Старшая группа (5-6 лет)
Вид консультации: групповая
Цель: Формирование представлений о цветовосприятии и цветоразличии детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Темочки:
1. Изучить особенности восприятия цвета детей старшего дошкольного возраста
2. Определять наиболее действенные методы и приемы, обеспечивающие эффективное развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста
3. Содействовать созданию атмосферы взаимного уважения, понимания, доверия, эмоционального настроя на сотрудничества
Ход консультации:
- Здравствуйте, Уважаемые родители. Тема нашей консультации «Цветовосприятие и цветоразличие детей 5-6 лет».
- Хочу свое выступление начать со слов известного педагога Ребенок, по выражению К. Д. Ушинского «Мыслит формами, красками, звуками, ощущения вообще». Важно обогащать эти ощущения и восприятия.
Игра «Волшебный клубочек»
- А сейчас я хотела бы поиграть с вами. Попрошу всех встать в один большой круг. У меня в руках волшебный клубочек предлагаю каждому из Вас намотать на палец нить и ответить на вопрос: Как вас зовут вашего ребенка? И любит ли он рисовать? (Каждый наматывает нить).
- И так начнем, цвет - одно из наиболее ярких выразительных средств. Используя его, дети могут передать свое отношение, свои чувства к тому, что изображают в рисунке, аппликации. Уважаемые родители, вы не замечали какими пользуется ваш ребенок цветами?
Родители: (ответы)
- Мышление ребенка более эмоционально и конкретно, чем у взрослых, поэтому он использует творчество (лепка, рисование, аппликация и др.) как способ осмысления. Цвет – это помощник в общении людей друг с другом. Предметы, явления природы посылают нам цветовые сигналы, а мы внутренне реагируем на них. Красный цвет возбуждает нервную систему, вызывает учащение дыхания и пульса и активизирует работу мускульной системы. Синий цвет оказывает тормозящее действие на нервную систему. Оранжевый и красный цвета возбуждают попутно со зрительным и слуховой центр мозга, что вызывает кажущееся увеличение громкости звуков. Не без основания эти активные цвета называют «кричащими». Зеленый и синий, успокаивающие цвета, ослабляют возбуждение слухового центра, то есть как бы ослабляют или компенсируют громкость шумов.
Практик дошкольной педагогики, Наталья Валентиновна Нищева, говорит о том, что с первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определённой последовательности.
К пяти годам, как только ребенок научился распознавать и называть цвета, это умение помогает ему усваивать новую информацию. Педагог обращает внимание на роль цвета в окружающей жизни. Цветовая окраска героев мультфильмов помогает распознавать врагов и друзей. А о мебели и нарядах Барби и говорить не приходится. Все эти цветовые нюансы не только работают на формирование цветового восприятия, но и дифференцируют детей по полу. Так девочки в числе наиболее приятных им цветов назовут розовый, красный, фиолетово – сиреневый. А мальчики отдадут предпочтение черному, коричневому и зеленому.
В области восприятия цвета эталонами служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).
Хроматические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов – оттенок. Хроматические цвета делятся на две группы – теплых и холодных тонов. Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота — это степень близости данного цвета к белому, а насыщенность – степень ее чистоты.
Старшие дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение героев своих рисунков. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.
Важную смысловую функцию несет окраска фона – она способствует передаче настроения, чувств маленького художника.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут:
· Постепенно вводить цветовые сочетания, начинать лучше с черно – белой гаммы (со временем ребенку самому захочется внести туда какой-нибудь контрастный цвет);
· Использовать сочетания ярких цветов, стараться, чтобы цвета были разные по тону;
· Сочетать яркие цвета, чтобы добиться цветовой гармонии. Выбор предпочтительного цвета определяется характером ребенка, зависит также от социального фактора.
Любовь детей к цветам «активной стороны» проявляется в их рисунках. В работе В. С. Мухиной показано, что дети дошкольного и младшего школьного возраста чаще всего используют в своих рисунках цвета с характеристиками «яркий», «светлый», «чистый».
К 5–6 годам познавательная сфера ребенка уже достаточно развита, он много знает, умеет анализировать информацию, сравнивать, делать выводы. Недаром детей этого возраста называют маленькими мыслителями и фантазерами. Неистощимая любознательность ребятишек проявляется во всем, в том числе и в желании знать цвет предметов, причины его изменения, особенности смешивания цветов. Так, дети приходят в восторг от открытия, что, смешав голубую краску и желтую, они получают зеленую.
Таким образом, путь знакомства детей с цветом – это путь непосредственного восприятия цвета в связи с предметами и явлениями окружающего мира, в единстве со словом, его обозначающим.
Даже такой краткий обзор говорит о значении цвета в детских работах и позволяет судить, как важен и сложен мир цвета. Для педагога цвет становится одним из союзников по развитию внутреннего мира ребенка.
Ваши дети любят играть с вами?
Родители: (ответы)
Сенсорное развитие и формирование чувства цвета у дошкольников через игру очень эффективно. Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие, в частности на формирование чувства цвета, обладают большими возможностями, позволяют знакомить детей с цветом. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть цвета и оттенки, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству цвета, дифференцировать по основному цвету и оттенкам.
При работе над цветовосприятием и цветоразличием надо учитывать то, что дошкольники, как правило, связывают цвет с образом предмета: зелёный, как трава, ёлочка; желтый, как солнышко, цыплёнок и т. д. В играх дети знакомятся с основными цветами и их оттенками в определённой последовательности. Сначала дети осваивают контрастные основные цвета (красный, желтый, синий). Затем учатся различать ещё несколько цветов (оранжевый, зелёный, черный, приучаясь подбирать похожий цвет по образцу, не называя его. В начале не надо добиваться запоминания цветов. При ознакомлении детей с цветовой гаммой применимы следующие дидактические игры: «Собери радугу», «Цветик- семицветик» и т. д.
Дети лучше запоминают оттенки, если получили их самостоятельно (например, получали более бледные оттенки при разведении красок). В работе над оттенками применимы дидактические игры типа: «Окраска воды», «Волшебные краски» и т. д.
Самым сложным и самым интересным этапом в цветовосприятии детей является освоение ими цветового спектра радуги и смешения цветов для получения новых.
- Детские психологи считают, что по цвету, которым ребенок предпочитает пользоваться при рисовании, можно определить особенности его характера.
- Уважаемые родители, теперь вы знаете, как с помощью цвета рисунка, определить особенности характера вашего ребенка. Так же с помощью игр вы сможете развивать вашего ребенка.
Список используемой литературы:
1. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 144с.