Елена Аливердиева
Консультация для родителей «Фонематический слух как основа правильной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Фонематический слух – основа правильной речи
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки из которых состоит наша речь, это умение называется фонематическим слухом.
Публикация «Консультация для родителей „Фонематический слух как основа правильной речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Этапы работы по развитию фонематического слуха
1 уровень – узнавание неречевых звуков.
2 уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
3 уровень – различение сходных между собой по звучанию слов.
4 уровень – различение слогов.
5 уровень – различение звуков
6 уровень – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, способность узнавать и различать звуки, составляющие слово. Без развитого фонематического слуха невозможно правильное произнесение звуков.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить.
Игры на развитие фонематического слуха
1. Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.
2. Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
3. Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.
4. Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Вместе с ребенком произносит слова (па-па, ма – ма, ло-па-та и т. д., отхлопывая слоги.
5. Игра «Что лишнее?» Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа». Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.
6. Игра «Будь внимателен». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
7. Игра «Громко–тихо». Договоритесь, что малыш будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.
8. Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
9. Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять нужную картинку.
Учитель – логопед Аливердиева Е. В.