Наталия Смирнова
Консультация для родителей «Федеральный государственный стандарт дошкольного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Сказка»
«Федеральный государственный стандарт дошкольного образования»
Подготовила воспитатель:
Смирнова Н. Е.
Приволжск, 207
ФГОС дошкольного образования
Публикация «Консультация для родителей „Федеральный государственный стандарт дошкольного образования“» размещена в разделах
В этом году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону «Об образовании в РФ» оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования. Кроме того, 29 августа был утвержден Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС, разработка которого велась с 30 января 2013 года группой экспертов под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.
Что такое «Стандарт», «ФГОС»?
Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции, устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; Стандарт в образовании выступает гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование.
ФГОС – система основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.
Отмечается, что у многих вызывает недоумение сам термин «стандарт», когда заходит речь о детстве. Детство и стандарт – сочетание несочетаемого. Но разработчики ФГОС не говорят об унификации (приведение к единообразию, к единой форме или системе, они говорят о выработке гарантий государства в вопросах поддержки семьи и гарантий общества, которое хочет, чтобы в российском обществе росли дети культуры достоинства, а не дети риска.
В стране сложилось такое неправильное восприятие, будто настоящую жизнь живут только взрослые. А все остальные к чему-то лишь готовятся. Младенцы – к детскому саду. Малыши – к школе. Школьники – к поступлению в вузы. И лишь студентам дано право готовиться к настоящей жизни. Это неправильно, такой подход приводит только к психологическим проблемам. Та самая настоящая жизнь начинается с первого же дня. Каждый возраст надо полноценно прожить. То, чего ребенок будет лишен в детстве ради какой-то будущей цели, он уже никогда полностью не наверстает. Должна сохраняться самоценность дошкольного детства!
Не ребенок должен готовиться к школе, а сама школа должна быть готова к ребенку. И эта стратегия государственной политики воплощается в стандарте, который должен стать понятным и нужным для родителей документом, навигатором в мире детства, ориентируясь на который, родители и воспитатели помогут каждому ребенку приобщиться к культуре. Ключевая линия дошкольного детства – это приобщение к ценностям культуры, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через игру.
Стандарт направлен на достижение следующих целей:
- повышение социального статуса дошкольного образования;
- обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
- обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;
- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.
Дошкольные организации получили право самостоятельно разрабатывать и утверждать свои образовательные программы на основе федерального стандарта. В качестве ориентира они смогут использовать образовательные программы, подготовленные опытными разработчиками и размещенные в федеральном реестре.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие образовательные области :
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возраста детей и должно реализовываться в определё нных видах деятельности:
- игровая (все виды игр,
- коммуникативная (общение и взаимодействие с взрослыми и сверстниками,
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними,
- восприятие художественной литературы и фольклора,
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация,
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах,
- двигательные (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Если сравнивать ФГОС дошкольного образования с иными образовательными стандартами, можно отметить, что в отличие от других стандартов, ФГОС дошкольного не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
По словам Асмолова, в федеральном государственном стандарте дошкольного образования «нет ничего про ЕГЭ и контроль».
Возможна оценка динамики развития детей, в том числе и измерение личностных образовательных результатов. Результаты мониторинга должны быть использованы исключительно для оптимизации работы с детьми или для индивидуализации образования. По мнению разработчиков, индивидуальное развитие каждого ребенка и его социализация, а не подготовка к школе должны стать главным в дошкольном воспитании и основными критериями развития ребенка.
Но необходимо учитывать, что дети приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва – информатизации, виртуальной реальности. Важно, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями. Не утратили свою удивительную особенность – особенность маленьких Почемучек.
Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задавал вопросов «почему?»
С. Я. Маршак
Развитие дошкольных учреждений и ликвидация очередей в детские сады – безусловно, важные меры. Но когда говорят, что каждый ребенок должен вступить в мир образования уже в детстве, часто забывается, что детство не сводится к системе дошкольных учреждений, где ребенок может получить ту или иную поддержку. Детство обеспечивается поддержкой семьи, как ключевого института развития и социализации ребенка.
ФГОС создаёт такую доктрину развития дошкольного детства, в которой бы вместе, «в одной упряжке», были и государство, и семья, и педагоги.
Список использованной литературы
1. Приказ МИНОБРНАУКИ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.13г.
2. https://mon-ru.livejournal.com/59277.html