Татьяна Дыбова
Консультация для родителей «Если ваш ребенок левша. Что делать»
▼ Скачать + Заказать документы
Если ваш ребенок левша. Что делать
Еще не столь давно, отвечая на это вопрос, врач или медицинская сестра, не задумываясь, советовали переучивать таких детей, объясняя это тем, что в школе все равно заставят писать правой рукой. Сегодня взгляд на эту проблему изменился: переучивание леворуких детей в ряде случаев опасно и может повлечь ухудшение здоровья.
В основе леворукости лежат ассиметрии структуры и функции двигательного анализатора головного мозга. Поэтому насильственное изменение сложившейся системы работы двигательного анализатора, иными словами - насильственное переучивание леворуких детей, ведет к нежелательным последствиям.
Публикация «Консультация для родителей „Если ваш ребенок левша, Что делать“» размещена в разделах
Пишут переучиваемые медленно, с видимыми физическими усилиями без соблюдения правил каллиграфии. Обычно они отстают от праворуких сверстников в выполнении письменных заданий, как в классе, так и дома. Иногда же отстают и в навыках чтения, так как неосознанно стремятся по первым двум, трем буквам угадать слово, а не прочесть его по слогам. Эти неудачи, сопутствующие им упреки учителей, а порой и насмешки одноклассников могут привести к тому, что у бедного переучиваемого левши вообще пропадет желание учиться; о письме же он думает с отвращением и стремится избегать его.
Со временем правда, большинство переучиваемых детей постепенно овладевают навыками письма правой рукой; острота невротических переживаний несколько сглаживается. Что же, значит, "конец венчает дело"? Но этот успех достигнут слишком дорогой ценой: напряжение не проходит бесследно.
Родители и работники детских дошкольных учреждений первыми могут заметить, что ребенок предпочитает левую руку. Следует при этом учитывать, что у большинства детей от трех до пяти лет отмечается псевдоамбидекстрия "ложная обоерукость" : они используют в игровых действиях и в самообслуживании обе руки, не отдавая предпочтение какой либо из них. В эту пору, еще допустимы осторожные попытки обучить предполагаемого левшу работать правой рукой. Однако, эти попытки должны проходить без какого либо насилия, диктата, окриков. Если ребенок сопротивляется этим попыткам, их надо оставить.
О замеченных у ребенка признаках леворукости родители или воспитатели должны как можно раньше сообщить педиатру. Левшу надо проконсультировать и у детского невропатолога. Он решит вопрос: является ли леворукость у данного ребенка естественной или это симптом остаточных явлений заболевания центральной нервной системы, требующих как можно более раннего специального лечения.
Необходимо бережное отношение к леворуким детям. Если признано, что ребенок левша, не создавайте в семье обстановки "чрезвычайного происшествия" как можно меньше обращайте внимания на эту его необычность и исключительность. Недопустимо, чтобы взрослые обсуждали в присутствии ребенка, хорошо это или плохо - быть левшой, тем более вовлекали его в эти споры. Нужно прийти на помощь ребенку, если дети во дворе дразнят и унижают его, и по возможности разрядить сложившуюся обстановку.
В школе леворукому ребенку надо непременно определить за партой или столом место с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем своего соседа по парте. Дома, выделяя место для занятий, нужно сделать так, чтобы свет из окна, от настольной лампы падал с правой стороны.
Часто родители задают вопрос : как обучать леворуких детей письму левой рукой, если здесь какие - либо правила? Специальных правил пока нет. Однако существуют в основном две манеры леворукого письма. Первая и более распространенная, когда рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой; лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном в право, при этом рука пишущего находится под строкой.
Вторая манера, называется инвертной. В этом случае лист бумаги по отношению к груди пишущего наклонен в лево, а рука и ручка находятся над строкой и кисть повернута в сторону груди пишущего. При обучении письму нужно предложить самому левше избрать ту манеру, которая для него более удобна и позволит не отставать в скорости письма от сверстников. Нередко в самом начале обучения ребенок путает левую и правую стороны листа и пытается начать строку справа. В таких случаях следует пометить цветным карандашом левую сторону листа, объяснить при этом ребенку, что именно здесь начинается строка.
Для того чтобы преодолеть стремление ребенка к перевернутому, зеркальному письму, следует предложить ему писать буквы и слова по заранее заготовленным трафаретам.
В играх тоже нужно учитывать особенности темперамента леворуких детей: повышенную эмоциональность и ослабленность тормозных процессов. Таких детей желательно вовлекать в подвижные игры, давать разнообразные поручения, требующие переключения внимания.
Большой деликатности требуют беседы с леворукими детьми. Очень важно объяснить им: не надо стесняться леворукости и скрывать ее, леши внесли в большой вклад в общечеловеческую культуру, и примеров тому великое множество. Это поможет ребенку преодолеть чувство неполноценности.