Елена Александровна Юрина
Консультация для родителей «Что делать, если ребенок не слушается?»
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители сталкивалась с такой ситуаций, когда ребенок, не выполнял ваших просьб и поручений, даже самые послушные дети иногда не хотят делать того, что требуют от них взрослые.
Чем старше становится ваш ребенок, тем чаще вы сталкиваетесь с этой проблемой непослушания. Сегодня мне бы хотелось обратить ваше внимание на такую тему как: «Непослушание».
Попробуйте вспомнить одну из недавних ситуаций непослушания или просто очень запомнившуюся вам ситуацию такого рода. Поочередно опишите себе свои тогдашние эмоции и действия. Теперь постарайтесь определить главное, преобладавшее чувство, которое вы тогда испытывали (гнев, обиду, отчаяние, раздражение, что-то другое). Причину непослушания ребенка можно определить по тому чувству, которое мы при этом испытываем.
Темочки:
Первая причина. Если вы испытываете раздражение, то непослушание, скорее всего, вызвано борьбой за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и благополучия, то он находит свой способ его получить - непослушание. Родители то и дело отрываются от своих дел, делают замечания. Нельзя сказать, что это так уж приятно ребенку, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем вовсе никакого.
Вторая причина. У вас возникает гнев? Тогда, скорее всего, причиной непослушания является борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской опеки. Детям особенно трудно, когда родители общаются с ними в основном в форме замечаний, опасений, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством, действиями наперекор. Смысл такого поведения - отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность. Неважно, что его решение подчас не очень удачное, даже ошибочное. Зато оно свое, а это главное!
Третья причина. Если чувство родителя - обида, то причина непослушания - желание отомстить. Дети часто обижаются на родителей. К примеру: родители более внимательны к младшему; родители разошлись; в доме появился отчим; родители часто ссорятся и т. д. Много единичных поводов: резкое замечание, несправедливое наказание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности - протесты, непослушание, неуспеваемость в школе. Смысл плохого поведения: "Вы сделали мне плохо, пусть и вам тоже будет плохо!"
Четвертая причина. Родитель попадает во власть чувства безнадежности, а порой и отчаяния - в этом случае причиной непослушания является потеря веры в собственный успех. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, ребенок теряет уверенность в себе, у него формируется низкая самооценка. Он может прийти к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится". При этом внешним поведением он показывает, что ему "все равно", "и пусть плохой, и буду плохой".
- Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Придумать какие-нибудь совместные занятия - игры, прогулки.
- Если источник конфликтов - борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка - лишь раздражающая вас форма мольбы: "Позвольте же мне жить своим умом".
- Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.
- Самая трудная ситуация у отчаявшегося родителя и разуверившегося в своих силах ребенка. Нужно перестать требовать "полагающегося" поведения, свести к минимуму свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может, у него есть к чему-то способности. Найдите доступный для него уровень задач и начните движение вперед. Помогайте, вместе ищите выход из тупика. При этом ребенка нельзя критиковать! Ищите любой повод, чтобы его похвалить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховывать его, избавлять от крупных провалов. Необходимо поговорить с учителями и сделать их своими союзниками. Вы увидите: первые же успехи окрылят ребенка.
Итак, главные усилия надо направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обиду, отчаяние) в действия.
Как и в любом другом деле, не стоит ждать от ребенка мгновенного улучшения поведения. Кроме того, важно знать, что при первых ваших попытках что-то изменить ребенок может усилить свое плохое поведение! Возможно, он не сразу поверит в искренность ваших намерений и будет проверять вас.
Но так же надо и учитывать следующее, все дети время от времени демонстрируют "выборочный" слух. Маленькие дети плохо воспринимают длинные, логичные объяснения. Логика для них не важна, поэтому, давая детям инструкции, объясняя правила, прося о чем-то, веля что-то, будьте "кратки и мягки". Выберите тон, способствующий послушанию, посмотрев на проблему глазами ребенка. Признавая его чувства, вы даете ему понять, что его мнение важно для вас, и вы понимаете, чего он хочет. Тогда более вероятно, что он действительно услышит то, что вы говорите:
1. Когда вам нужно обсудить с ребенком нечто важное, выбирайте моменты, когда он кажется спокойным и способным услышать вас. Время перед сном, время купания или даже когда вы все вместе гуляете - благоприятно для таких бесед.
2. Будьте поближе к ребенку, поглаживайте его по руке и посмотрите ему в глаза прежде, чем начнете говорить. Хотя вам может казаться, что ребенок преднамеренно игнорирует вас, это может быть не так - маленький ребенок часто так погружен в то, что делает, что действительно совсем вас не слышит.
3. Говоря с ребенком, формулируйте ясно и четко, что вы от него хотите, пользуйтесь не общими командами: "Убери в своей комнате!", а конкретными просьбами: "Пожалуйста, положи куклу на полку".
4. Пользуйтесь "Я"-предложениями, выражая свою точку зрения. "Я"-утверждения - это высказывания от первого лица, начинающиеся с "я", что выражает собственные чувства, предпочтения, убеждения, наблюдения без нажима на слушающего. Например, родитель смотрит на ребенка и говорит:" Я действительно сержусь. Мне не нравится смотреть на разбросанные повсюду игрушки, мне нужна помощь". И с этими словами берете ребенка за руку и ведет выполнять задание.
5. Не начинайте свои фразы с трех "запрещенных" слов - "Если", "Ты" и "Почему". "Если" воспринимается ребенком как угроза, "Ты" - как сигнал "нажима" на него, а "Почему" - требует от ребенка объяснения своего поведения, чего он зачастую не может сделать.
6. Предупредите ребенка за пять минут до того, как вам вместе надо будет начать уборку, или пора идти на улицу, или одеваться, или чистить зубы, или идти обедать, можно начать с кого-либо сигнала, например, когда зазвенит будильник, пожалуйста, пойдите, помойте руки, а потом мы будем, есть".
7. Разбивайте задание на более мелкие части, давая одну инструкцию за раз; и предоставьте ребенку время выполнить одну просьбу, прежде чем дадите следующее поручение.
8. Выражая свою точку зрения, используйте как можно меньше слов, дети реагируют значительно лучше на короткое и простое "надеваем ботинки", чем на тираду слов типа: "О господи! До начала занятий осталось всего пять минут! Артур, ты слышал меня? Где твои ботинки? Сейчас же надевай их!"
9. Пользуйтесь зрительными или слуховыми сигналами, чтобы привлечь внимание ребенка. Повести в коридоре табличку, на которой были нарисованы пальто, шапки, рюкзачки, варежки и книжки, чтобы напоминать детям, что им нужно взять, собираясь в школу.
10. Используйте простую записочку (или картинки, чтобы сообщить ребенку, что вы от него хотите. Если ваш ребенок еще не читает то можно написать на картинке с машиной слово "пошли", тогда и вы и ребенок будет знать, что от него хотят.
11. Попробуйте шептать или тихонечко петь, вместо того чтобы кричать для привлечения внимания ребенка. Некоторые дети слушают более внимательно, если плохо вас слышат. Пение простых песенок или даже просто интонация пения часто привлекают и удерживают внимание детей.
12. Если вы хотите, чтобы ребенок проявил инициативу, попытайтесь заменить команду вопросом. лучше "срабатывает" вопрос: " что тебе нужно сегодня взять собой?", чем команда: "Поторопись! И не забудь взять с собой.
13. Если время поджимает, подумайте, может, стоит ввести соревновательный момент в процедуру сборов, сказав, например: "Спорим, ты не наденешь пальто раньше, чем прозвенит будильник" или предложите посоревноваться, кто из вас быстрее оденется (и, конечно, дайте ему выиграть).
14. Замените слова действиями. Возьмите ребенка за руку и подведите к тому, что надо сделать. Детям иногда нужна родительская помощь для того, чтобы начать что-то делать.
15. Признавайте чувства ваших детей. Дети часто более послушны, если чувствуют, что их понимают. "Я вижу, что вы устали, вы все утро зеваете. Конечно, трудно собираться в детский сад, когда хотелось бы остаться дома. Ну, ничего, завтра суббота и не будет никакого детского сада, а сейчас надо надевать ботинки и идти".
16. Попросите ребенка повторить своими словами то, что вы только сказали. Это поможет и вам узнать, правильно ли он вас понял, и ему - запомнить.
17. Используйте методику "испорченной пластинки" (пластинки, которую "заело"): спокойно, не повышая голоса, повторите свои указания ребенку, пока он не поймет задания и не выполнит его.
18. Стойте рядом с ребенком, чтобы убедиться, что он сосредоточен на вас; помните, что внимание маленьких детей очень быстро рассеивается. Команды, выкрикнутые из соседней комнаты, обычно игнорируются.
19. Оцените усилия вашего ребенка, как только он начнет делать то, что вы его попросили, и обязательно похвалите, когда задание будет выполнено - будьте нестандартны и кратки.
20. Помните, что "слушание" - это "улица с двухсторонним движением", поэтому демонстрируйте ребенку желаемое поведение. Покажите ему пример, перестав заниматься своими делами и действительно выслушав его, когда он что-то говорит вам.
21. Попытайтесь сконцентрироваться на том, что говорит ребенок и внимательно его выслушать, а не реагируйте немедленно. Постарайтесь не заканчивать за него его фразы и не исправляйте грамматику.
22. Если вы должны как-то реагировать словесно на то, что вам рассказывает ребенок, пользуйтесь нейтральными, однословными репликами. Часто внимание - это все, что нужно ребенку, чтобы почувствовать, что его понимают. Когда детей прерывают вопросами и советами, они часто "закрываются" и замолкают. Простые "Хмм. ", или "Ах. ", или "Ох. " способствуют продолжению рассказа ребенка.
23. Помните слова специалистов по образованию родителей что "Бог дал нам два уха и только один рот. Поэтому слушайте в два раза больше, чем говорите!"
Резюме. Если вы хотите, чтобы ребенок настроился слушать вас, наверное, вам нужно говорить меньше. Помните, нормальное общение подразумевает умение и слушать и говорить, поэтому будьте родителями, подающими такой пример детям.