Алла Куимова
Предметно-пространственная среда для формирования гендерной идентичности
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среда должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные возможности, а также особенности, присущие своему гендеру.
Публикация «Предметно-пространственная среда для формирования гендерной идентичности» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
На сегодняшний день с учетом гендерного подхода, помимо общепринятых элементов предметно – пространственной среды, в группе создана
Мини-среда «мужского» и «женского» труда, содержащие оборудование, необходимые для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, посудомоечная машина, плита для приготовления пищи, шкаф с посудой, фрагмент жилой комнаты, в которой присутствуют – доски для глажения кукольного белья, салфетки, пылесосы для уборки).
Также в группе формируется игротека сюжетно – ролевых, подвижных, настольно-печатных и дидактических игр с учетом гендерного подхода.
Для мальчиков – «Станция технического обслуживания», «Пост полиции», «ГИБДД», «Пожарная станция»;
Для девочек – «Одеваем куклу», «Собери бусы», «Укрась ковер», «Собери букет», «Расставь посуду».
В работе с детьми широко используется игра. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения психики ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек наблюдается, как общее так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.
Игры и игрушки для мальчиков должны побуждать их к изобретательству, при образовании окружающего мира, помогают развивать навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательное и лидерское поведение.
В этих «мужских» играх – ковбои, космонавты, богатыри, пожарные, спасатели и др. мальчики учатся быть смелыми, выдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя детям ход военных и героических игр, делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.
Игры и игрушки для девочек, должны дать возможность практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества.
Ребенок, будь то мальчик или девочка, нуждается в освоении и усвоении человеческих отношений. Мячи, машинки, конструкторы и другие игрушки, безусловно, нужны – они развивают интеллект и учат действовать с предметами. Но еще более важным в детстве является эмоциональное развитие. Уверенность в своих силах, доверие к миру, активность, воля, любознательность, способность понимать себя и других формируются именно в дошкольном возрасте и влияют на все развития ребенка.
Когда приходит черед ролевых игр, у девочек на первый план выступает игра в дочки – матери (куклы выстывают в ней в роли детей) в таких играх иногда участвуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявить участие и заботу.
Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре больницу: ребенок – врач, а кукла – пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами. Малыш имеет возможность примерить к себе разные роли и приобретает соответствующий социальный опыт. Игра с машинками или конструирование вряд ли дадут ему такую возможность.
В группе созданы условия для расстановки акцентов: вот это делают мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек.
Гендерная социализация проявляется уже с трех лет: дети знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам. Дома, в семье есть папины дела, а есть мамины. Помогать друг другу нужно, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого. На первых парах создавались пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу мальчикам, и аккуратность, тщательность девочкам. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, а у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами.
Уже в средней группе дети знают, что при наведение порядка в группе мальчики берут на себя более тяжелую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол – это работа для девочек. Надо повторять мальчикам, что они сильные, храбрые, мужественные, как папы, называть их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные, ласковые, добрые как мамы.
Результатом работы является то, что у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявлением внимания, вежливости по отношению дуг к другу. Шире стали представления о разнице полов : у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, любят бегать, прыгать.
Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника.
Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
А родителям пожелаю, чтобы правильное воспитание помогло их детям стать в жизни настоящими людьми.