Васильева Светлана
Консультация для родителей детей с ФФНР
▼ Скачать + Заказать документы
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) - нарушение
процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефекта восприятия и
произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом
и интеллектом.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать
их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение
и т. д., одна из актуальных проблем, стоящих перед дошкольным
учреждением.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в
Публикация «Консультация для родителей детей с ФФНР» размещена в разделах
школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь
формируется на основе устной, несовершенное фонематическое
восприятие, с одной стороны, отрицательно влияет на становление
звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков
звукового анализа, что приводит к формированию дисграфии и дислексии.
Особенности речи детей с ФФНР
Состояние звукопроизношения детей данной категории характеризуется
следующими особенностями: 1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и
замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по
артикуляции, например: вместо [с], [ш]-[ф], вместо [р], [л]-[л’], [ц], вместо
звонких - глухие; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками
[т], [т’], [д], [д’]. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному
признаку создает условия для смешения соответствующих фонем. Трудности
различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам,
приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно
произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может
достигать большого числа - до 16-20. Чаще всего оказываются
несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с’], [з]-[з’], [ц], [ш], [ж], [ч],
[щ]); звуки [т’] и [д’]; звуки [л], [р], [p’j; звонкие замещаются парными глухими;
недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков; отсутствует
согласный [j]; гласный [ы].
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или
нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний,
неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] - мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] - нечто
вроде смягченного [ч]. Причинами таких замен является недостаточная
сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие
нарушения, где одна фонема заменяется другой, называют фонематическими.
3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по
инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они
отсутствуют или заменяются другими. Такие нарушения
называются фонетико-фонематическими.
4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может
искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не
различать большее число звуков из разных групп.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР
нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением
согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или
«катеть», вместо велосипед – «сипед».
Дети с ФФНР должны обучаться в специализированном детском саду, в
группе для детей с нарушением реч