Елена Брунова
Консультация для родителей «Что значат понятия «нравственность», «героизм», «патриотизм»? Как воспитывать ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
В современной России нравственное воспитание детей усложнено тем, что общество, объявившее себя свободным, почти отказалось от морали как внешнего регулирующего механизма поведения людей. Поэтому формирование нравственной культуры ребенка — очень важная педагогическая задача. И решать ее необходимо для того, чтобы ребенок, а потом и взрослый, обладая достаточным нравственным потенциалом, мог противостоять тому негативу, который обрушивается на него из реального и виртуального миров.
Публикация «Консультация для родителей „Что значат понятия „нравственность“, „героизм“, „патриотизм“? Как воспитывать ребёнка?“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Кто из родителей не хочет, чтобы его ребенок такими качествами как: отзывчивость, честность, доброта, порядочность? К сожалению, их желание не всегда осуществляется.
Пытаясь понять, что стало причиной неудачи, родители склонны видеть ее в плохом влиянии сверстников, улицы, в том, что были с ребенком не достаточно строги и т. д. Дело в том, что нравственное становление происходит под влиянием самых разных воздействий: например окружающих людей, впечатлений и т. д. Нравственность воспитывается самой жизнью.
Как же уберечь ребенка от нежелательных влияний? У ребенка должен быть сформирован такой внутренний стержень, который помогал бы ему делать правильный нравственный выбор, поступать в соответствии с моральной нормой. Стержень этот - отношение к другим людям. В этом отношении проявляется нравственная сущность человека. Когда переживание ребенком простого чувства жалости при виде страдания другого, будет побуждать к оказанию помощи, а жгучее чувство стыда за нечестный поступок заставит раскаяться в нем и удержит от повторения подобного поступка. Только в этом случае можно говорить, что выполнение нравственных норм становиться внутренним стремлением ребенка.
Известно, что в нравственном воспитании ведущая роль принадлежит семье. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «я». Все это делает его открытым добру, положительным влияниям. Но, как показывает Я. Корчек, что даже любящие и заботливые родители не всегда понимают своего ребенка, а используемые им воспитательные методы, направленные, по их мнению, на формирование у него самых лучших качеств, на самом деле разрушают близость и взаимопонимание между родителями и ребенком. Родители считают свои требования правильными (направляют, приучают, сдерживают и т. д.). При этом проявляют недоверие к малышу, подозревая его в намеренном нежелании быть «хорошим». А ребенок ощущает непонимание, нежелание взрослых помочь ему.
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его интересов, способствует воспитанию у него чувства собственного достоинства. Это чувство помогает правильно оценить свои поступки и поступки других (когда то, испытав несправедливость ребенок может представить, как больно это будет другому).
Важную роль играет самооценка, которая формируется в процессе общения с взрослым. Оценивая ребенка, нужно быть справедливым, доверять, уважать и ни в коем случае не унижать его. Оценивать желательно конкретный поступок и его последствия, а не самого ребенка. Не следует говорить, что он плохой, жадный, лучше посоветовать поступать так, «как поступают хорошие дети». Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил — хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Ребенок постоянно сталкивается с необходимостью нравственного выбора : поступить хорошо, но в чем- то отказать себе, или плохо, но зато удовлетворить свое желание.
Как воспитывать ребенка, чтобы сталкиваясь с необходимостью такого выбора, он поступал правильно? Хорошо помогает в этом чтение художественных произведений и оценка поступков литературных героев. Ребенок хочет быть похож на положительного героя и не хочет на отрицательного. Литература даст вам немало поводов для бесед на этические темы.
Однако нравственные качества невозможно воспитать, лишь объясняя ребенку, что хорошо, а что плохо. Необходимо, что ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра, где дошкольник сам выбирает, во что и как он будет играть. Насильственное вмешательство в игру взрослого лишает малыша радости от нее, интереса. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться через игру влиять на ребенка. Необходимо обращать внимание на то, каков ребенок в игре: выполняет ли ведущие роли, или же всегда на второстепенных ролях, считается ли он с интересами других детей, или всегда захватывает себе лучшие игрушки, роли. Надо постараться понять, чем обусловлено то или иное поведение и выбрать оптимальный способ воздействия.
Если ребенок застенчив, помогите ему: научите интересной игре, которую не знают другие дети, почаще приглашайте друзей малыша к себе домой - сын или дочь в роли хозяина будут смелее, раскованнее. Если ваш ребенок в играх и так чувствует себя лидером, не считается с интересами других детей, это должно вас насторожить: в нравственном воспитании ребенка что-то упущено.
Как относиться к играм детей, в которых они отображают негативные явления окружающей жизни (войну, пьяных, жуликов). Дело тут не в детской испорченности, как иногда думают взрослые, а в том, что игры с подобным сюжетом позволяют ребенку бегать, проявлять ловкость, смелость, переживать острое чувство опасности. Именно поэтому дошкольники любят слушать «страшные» истории, сказки. Следовательно, нужно переключить детей на игры, которые дали бы им возможность проявить смелость, ловкость, находчивость, пережить радость победы. Это, прежде всего игры соревновательного характера (народные, подвижные игры, эстафеты).
В семье имеются благоприятные условия для воспитания трудолюбия детей. С ранних лет они наблюдают хозяйственно - бытовой труд взрослых членов семьи, в котором проявляется их взаимная забота, взаимопомощь. Чтобы труд действительно воспитывал, ребенок должен ощущать важность его результатов для близких. Участие в жизни семейного коллектива, привычка разделять с ним труд и досуг формирует у ребенка позицию активного, ответственного члена семьи. Наблюдения показывают, что если в семье отсутствует опыт сотрудничества, ребенок и в детском коллективе не замечает, кому требуется его помощь, то есть нравственное поведение ребенка в значительной мере зависит от того, насколько он включен в жизнь семьи.
Ребенок как можно раньше должен усвоить, что возможность в удовлетворении его потребностей не безгранична - не все, что хочется, можно иметь, купить. Если в семье постоянно говорят, например, о достатке знакомых и соседей, у ребенка создается представление, что обладание вещами повышает значимость человека, а их отсутствие делает его человеком второго сорта. Родителям нужно приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям, к искусству, а не сеять в его душе зависть к чужим возможностям.
Ребенок растет, круг его общения расширяется, он самостоятельно вступает в контакты с детьми и взрослыми. Здесь ему пригодится навык культуры общения, хорошие манеры. Ведь это столетиями отбиравшиеся правила поведения людей в обществе. Они оберегают честь и достоинство человека, создают атмосферу доброжелательности, взаимного уважения. Здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться с просьбой, извиниться, если нечаянно задел кого-то, совершил оплошность, уступить место взрослым, не перебивать их, когда они говорят, - это элементарные правила культурного поведения должны быть усвоены ребенком ко времени поступления в школу.
Дошкольник самостоятельно не может получать необходимую ему информацию о жизни общества. Источником ее являются взрослые члены семьи. Поэтому велика их роль в формировании у ребенка чувств и представлений, которые лягут в основу воспитания личности.