юлия чувардина
Консультация для родителей «Что такое задержка психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагноз ЗПР (задержка психического развития) сегодня очень популярен среди врачей, которые, основываясь на минимальном количестве информации о ребенке часто не задумываясь о последствиях ставят под ним свой автограф.
Что же такое ЗПР и как его отличить?
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное положение между нормой и паталогией. Эти дети не имеют умственной отсталости, первичного недоразвития слуха, зрения, опорно-двигательной системы или речи. Основные трудности, которые они испытывают, связаны с социальной адаптацией и обучением. У каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться по степени проявления.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое задержка психического развития“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Несмотря на это, можно попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой системы, неустойчивость, сниженная концентрация внимания. Ребенку сложно узнать знакомые предметы в незнакомом ракурсе, страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве. Дети лучше запоминают наглядный, чем речевой материал. Часто наблюдается системное недоразвитие речи, ее лексико-грамматической стороны. У детей наблюдается отставание в развитии всех форм мышления.
Хотелось бы отметить, что данное нарушение не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ, а просто требует определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
В западной психологии преобладает мнение, что это дети из неблагополучных семей, имеющие тяжелые условия жизни, недостаток общения и культурного развития. Некоторые связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга, возникшими во время беременности или при родах.
Отечественные специалисты (М. С. Певзнер и Т. А. Власова) в качестве причин, приводящих к задержке психического развития, выделяют следующие:
• Неблагоприятное течение беременности (болезни матери во время беременности краснухой, паротитом, гриппом и другими инфекционными заболеваниями, хронические заболевания матери, токсикоз во второй половине беременности, алкоголь, курение во время беременности, несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору);
• Патология родов (травмы вследствие механического повреждения плода, асфиксия)
• Социальные факторы (педагогическая запущенность)
В настоящее время ЗПР принято делить на 4 группы:
1. ЗПР конституционального происхождения. Здесь речь идет о незрелости эмоционально-волевой сферы. Такой малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не бросается в глаза, но при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше. Ребенок несамостоятелен, очень привязан к матери, в её отсутствии чувствует себя беспомощным, для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление неустойчивых эмоций.
2. ЗПР соматогенного происхождения. Сюда относят ослабленных, часто болеющих детей. В результате длительной болезни может сформироваться задержка психического развития. В таких семьях часто распространена ситуация гиперопеки, где близкие препятствуют появлению у ребенка самостоятельности, а значит, к познанию окружающего мира и формированию полноценной личности.
3. ЗПР психогенного происхождения. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку это может повлечь за собой появление в характере малыша нерешительности, несамостоятельности, отсутствия инициативы и патологической застенчивости. Ребенок растет в ситуации безнадзорности, педагогической запущенности.
4. ЗПР церебрально-органического происхождения. Здесь можно говорить об органических нарушениях – недостаточность нервной системы, патологии родов, беременности.
Важно понимать, что если ребенку поставлен такой диагноз, то помимо посещения врачебных кабинетов, важно уделить внимание именно тесному эмоциональному общению мамы с ребенком. Очень важен тактильный контакт с малышом- объятья, поцелуи, поглаживания по голове, что в раннем детстве позволяет ребенку сформировать правильный образ своего тела, адекватно воспринимать пространство вокруг себя. Играйте, читайте ребенку, смотрите вместе мультфильмы, проводите как можно больше времени со своим малышом. Ведь если ребенок недополучил внимания в раннем детстве, это обязательно скажется на его развитии в будущем.