Ольга Лебедева
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям ребенка-левши»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Что нужно знать родителям ребёнка-левши».
Когда в семье появляется ребёнок, мамы и папы не задумывается о том, правша он или левша. И действительно, ведь в младенчестве здоровые дети растут и развиваются одинаково, ничем не отличаясь друг от друга. Но постепенно с взрослением малыша родители начинают понимать, что их ребенок не совсем такой, как все дети – они замечают, что их малыш – левша. Некоторые родители хватаются за голову, считая леворукость чуть ли не приговором на всю жизнь. Но такая реакция взрослых связана, как правило, с незнанием, кто такие левши, в чем их особенности и так ли это плохо на самом деле. Особое отличие левшей от правшей в том, что у левшей доминантным является правое полушарие головы. Правое полушарие отвечает за восприятие выразительности звуков образную память, образное мышление, его еще называют «художественным». Поэтому совсем не удивительно, что среди людей творческих профессий – актеров, музыкантов, художников, писателей и поэтов более – 20% леворуких. Если вы заметили, что ваш ребёнок – левша, то не стоит паниковать и расстраиваться. Во многом леворукость – это не наказание, а подарок судьбы, главное знать природу этого явления, особенности воспитания, развития и обучения леворуких детей, не превращать это в комплекс и тогда ваш малыш-левша будет счастливым и умным ребенком! Если раньше левшей было не так уж и много это связано по большому счету с тем, что всех леворуких детей жестко переучивали.
Публикация «Консультация для родителей „Что нужно знать родителям ребенка-левши“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- Что должен знать и уметь ребенок. Консультации для родителей
- Темочки
Как самостоятельно определить левша или правша?
1. Возьмите несколько пустых коробков от спичек и спрячьте мелкий предмет в один из них. Попросите ребенка открыть коробочки и найти спрятанное сокровище. Пока малыш увлечен поисками клада, понаблюдайте: какая рука более активно задействована в процессе (берет, открывает, закрывает коробочки).
2. На длинном шнурке завяжите несколько не тугих узелков и попросите ребенка развязать узелки. Основной будет рука, которая развязывает, а не держит узел.
3. Рассыпьте по столу пуговицы. Попросите сложить пуговицы в баночку по одной. Если ребенок собирает пуговицы, то одной, то другой рукой, посчитайте: какая рука собрала более количество пуговичек.
4. Прямо перед ребенком положите небольшой мячик. Пусть ребенок бросит мячик вам. Какой рукой он это сделал?
5. На листе бумаги ребенок должен нарисовать домик сначала левой, а затем правой рукой. Какой получился красивее?
6. Какой рукой ребенок будет застегивать пуговицы на своей одежде?
7. Поиграйте в лото. Какой рукой ребенок будет раскладывать карточки – та и ведущая. Вспомогательная рука только придерживает основную карточку.
8. В детском конструкторе нужно закрутить и открутить гайки. Какая рука держит гаечный ключ?
9. Из счетных палочек нужно построить домик. Какой рукой это делает ребенок : левой или правой?
10. В неглубокую баночку насыпьте фасоль, горох или бусинки. Задание для ребенка : достать ложкой и переложить в другую емкость все содержимое баночки. Задание проводится для обеих рук. Какой быстрее и легче справится ребенок – та рука основная.
Если ваш ребенок – левша, то вы просто обязаны знать психологические и другие особенности таких детей. Это позволит вам правильно его воспитать, не привив своему малышу комплекс «леворучки».
Необходимо ли переучивать ребенка-левшу?
Ни в коем случае заниматься этим нельзя, ведь тем самым вы пытаетесь обмануть природу – а делать это бесполезно и крайне не рекомендуется, иначе последствия для ребёнка могут быть очень печальными! Если вы станете переучивать леворукого ребенка, то это значит, что вы пытаетесь перестроить и изменить работу его головного мозга. При переучивании психика ребёнка становится все более неустойчивой, и чем настойчивее вы это будете делать, тем нервознее будет становиться ребенок. Кроме этого, переучивание левши грозит неуспеваемостью в школе, отставанием в физическом развитии, нарушением речи и мыслительных процессов. У переученных леворуких детей нарушается сон и аппетит, возможен энурез – недержание мочи, заикание, проблемы с пищеварительной системой и другие весьма неприятные последствия. Таким образом, на вопрос, переучивать ребенка-левшу или нет, можно дать однозначный ответ, что нет, этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что тем самым меняется не просто перекладывание ложки, ручки и других предметов из левой руки в правую, а работа полушарий головного мозга.
Как нужно вести себя с ребенком-левшой.
· Принять как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в "правшу". Объяснять ему, что "леворуких" людей очень много и это тоже норма.
· Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его творческие способности, но не стремиться вырастить вундеркинда.
· Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим детям.
· Необходимо создать ребенку определенные условия не только дома, но и в школе: выделить ему место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с правым локтем соседа; сделать так, чтобы свет из окна или настольной лампы падал на его рабочее место с правой стороны.
· Учитывая повышенную эмоциональность и впечатлительность такого ребенка, взрослым нужно быть очень чуткими и доброжелательными с ним.
Особенности обучения левши
Совершенно очевидно, что некоторые особенности леворуких детей нужно учитывать при их обучении и воспитании. Если вы уже точно знаете, что ваш малыш-левша, то как можно раньше нужно начинать развивать левую руку. Например, в этом поможет такое упражнение - пусть ребёнок положит ладонь на стол и по очереди отрывает от поверхности стола каждый пальчик, но сама ладонь при этом должна быть неподвижной. Так как у леворуких детей преобладает образное мышление, то это нужно использовать при обучении. Например, обучая буквам, их можно с чем-то сравнивать: букву «Ф» - с очками, «А» - с домиком и так далее. Ассоциации можно подбирать и к цифрам. Необходимо знать, что левши часто пишут буквы зеркально. Научить понимать, какая буква написана правильно, а какая зеркально, поможет простое упражнение: напишите в ряд, например, букву «В», но одну букву напишите зеркально, пусть ребенок ее найдет. То же самое можно проделать со всеми буквами.
Обратите внимание, что при письме свет должен падать не слева, как у правшей, а справа. Если ваш ребенок-левша пишет буквы вертикально или с наклоном влево, то не стоит его за это ругать, просто ему так гораздо удобнее.
Что нужно знать родителям ребёнка-левши.
Родители, у которых леворукие дети, всегда должны помнить, что леворукость — это вариант нормы. Ребёнку-левше требуется особенное внимание не по той причине, что у него главной является левая рука, а потому, что каждый ребёнок особенный и в своём роде уникальный.
* Не нужно заострять внимание на том, что ребёнок левша. Не стоит постоянно напоминать ребёнку то, что он левша. Ваш леворукий ребёнок не должен воспринимать себя не таким, как остальные его ровесники. Родителям нужно стараться вести себя ненавязчиво, помогая ребёнку преодолевать трудности.
* Научите своего ребёнка пользоваться обеими руками. С раннего детства стоит приучать леворукого малыша работать двумя руками. Это ни в коем случае не значит, что нужно менять ведущую роль левой руки. Просто, развивая движения обеих рук, мы поможем ребёнку овладеть, например, игре с мячом, игре на музыкальных инструментах и многому другому.
* Не подгоняйте ребёнка-левшу. Леворукий ребёнок зачастую бывает медлительным. Не подгоняйте, не упрекайте вашего левшу! Это бесполезно! Он всё равно не сможет действовать быстрее. Он только начнёт расстраиваться, суетиться, впадать в панику. В итоге ребёнку будет ещё сложнее сконцентрироваться на определённом задании.
* Трудности с письмом и чтением. Ребенок-левша часто испытывает трудности при овладении навыком письма. У маленьких левшей иногда отмечается зеркальное написание букв, и даже слов. Проблемы могут быть также при списывании текста. Иногда бывает такое, что ребёнок-левша начинает читать предложение не с самого начала. Чтобы предупредить появление таких сложностей у вашего ребёнка, необходимо обращать внимание на отработку навыка чтения и письма слева направо. С этой целью полезно использовать расположенные с левой стороны (в начале текста или упражнения) стикеры, скрепки, магнитные закладки. Воспользуйтесь специальными прописями для левшей.
* Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.
*Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это.
* Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам.
*Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия.
* Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите, чтобы он не оставался без дела просто так.