Олеся Дмитриева
Консультация для родителей «Что делать, если ваш ребёнок заикается?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Что делать, если ваш ребёнок заикается?»
Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, слитности, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заикание – один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его развития, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Публикация «Консультация для родителей „Что делать, если ваш ребёнок заикается?“» размещена в разделах
Заикание в целом и его отдельные признаки отличаются непостоянством: они то усиливаются, то ослабевают на несколько дней, недель и даже месяцев.
При лечении заикания, как и вообще в медицине, действует неукоснительное правило: начинать лечение нужно как можно раньше, чтобы предотвратить развитие болезни.
Чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима профилактическая работа со стороны взрослых в семье и в детском учреждении. Можно выделить несколько групп детей с фактором риска по заиканию.
Во-первых, это дети с тревожными чертами характера.
Во-вторых, это группа детей с ранним речевым развитием.
В-третьих, это дети с некоторой задержкой речевого развития.
В-четвёртых, это дети с генетическими факторами риска, т. е. дети с признаками левшества, а также имеющие родственников с заиканием или левшеством (обнаруживается генетическая обусловленность речевой патологии).
У детей с тревожными чертами характера легко возникают страхи. Эти страхи могут возникать в результате запугивания, чтения книг или просмотра фильмов устрашающего содержания. Нельзя оставлять без внимания случаи, когда малыш боится один спать в комнате, пугается темноты, не остается один в помещении. Не следует «приучать» детей быть храбрыми, настаивать на том, чтобы ребенок обязательно был в темноте перед засыпанием, т. к. это может усилить страхи.
Осторожно, тактично и бережно нужно приучать ребенка преодолевать свой страх. Малыш боится оставаться в комнате – обойдите с ним все углы, загляните под диван, другую мебель, покажите, что никого там нет и бояться некого. Можно оставить приглушенный свет в комнате засыпающего ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не уснет.
Если ребенок боится животных (кошку, собаку) – подойдите с ним к животным, предложите покормить их из рук и т. д.
При разумном поведении родителей страхи ребенка постепенно проходят. Если возникшие страхи наблюдаются длительное время, следует обратиться к врачу.
В семье детей с факторами риска заикания должны быть созданы условия для нормального соматического и нервно-психического развития ребенка.
Сюда относится: соблюдение режимных моментов, соответствующих возрасту ребенка, правильное питание, избегание соматических и психических перегрузок, создание благоприятного эмоционального климата в семье, согласованные единообразные воспитательные воздействия.
Следует обратить внимание на то, что для детей в возрасте от года до семи лет речь родителей является образцом.
Общие правила речевого поведения для родителей:
Речь должна быть достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
Желательно, чтобы речь родителей была четкой;
Нельзя говорить с детьми их лепетным языком или искажать звукопроизношение;
Речь взрослых не должна быть перегружена труднопроизносимыми словами;
Взрослые не должны включать в речь при общении с детьми сложные лексико-грамматические обороты, фразы по конструкции должны быть достаточно простыми;
При общении с ребенком следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
Ребенка нельзя наказывать за погрешности в речи, передразнивать его или раздраженно поправлять.
При таком сложном нарушении речи, как заикание, применяются различные комплексные средства воздействия. Одним из звеньев такого комплекса является щадящий речевой режим – «речевая диета» (режим ограничения речи, который поможет успокоить ребенка и создать условия для затухания неправильной речевой привычки. Общий щадящий режим прежде всего зависит от уклада жизни в семье. Это:
• взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям;
• отношение взрослых к речевому дефекту ребенка;
• общий режим дня;
• ограничение общения с детьми и взрослыми;
• сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий;
• организация досуга заикающегося ребенка.
Общие правила, которые необходимо соблюдать в семье:
1. Необходимо следовать четкому распорядку дня, который заключается в большем количестве часов для отдыха, дополнительных часах сна. Сон сохраняет нервные клетки от истощения, способствует снабжению их питательными веществами, кислородом и выведению из них продуктов обмена. В режиме дня заикающегося ребенка на сон должно быть отведено не менее 10–11 часов и 2 часа днем. Рекомендуется употреблять с пищей больше витаминов. В случаях нарушения сна, наличия страхов, повышенной тревожности, возбудимости, слезливости, при стойком нарушении аппетита ребенку необходима медицинская помощь.
2. С ребенком говорите медленнее обычного, тихо, ясно и в то же время спокойно и ласково, без гнева, нетерпеливости. Если судорожность у ребенка не проходит, то сразу начать говорить с ним шепотом и требовать такого же ответа от него. Если ребенок сопротивляется такому совету, то в таком случае рекомендуется со стороны матери наклонить голову к ребенку и просить его говорить на ухо. Так незаметно ребенок учится говорить не спеша.
3. Необходимо исключать яркие новые впечатления и те жизненные ситуации, которые побуждают волноваться и много разговаривать (поездки, гости, посещение детских праздников, театров, разговоры по телефону, просмотр ТВ передач – особенно отрицательно действуют передачи, не соответствующие возрасту ребенка и просмотренные перед сном).
4. Не допускаются шумные игры (организовываются игры-молчанки, шепотные игры). Предпочтительнее заниматься лепкой, конструированием, аппликацией, чтением.
5. Речевое общение с родителями должно быть ограничено. Допускается вербальное общение в виде односложных ответов.
6. Общим правилом является спокойный, доброжелательный тон, негромкий голос, интонированная и размеренная речь. Взрослые должны разговаривать между собой и детьми тихо, но чётко, предъявляя единые и посильные требования к ребенку. На время, когда ребенок засыпает, нужно создавать спокойную обстановку.
7. Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что-то вам рассказать, отвлеките его, сказав, например: «Подожди, сейчас я вернусь, и ты мне расскажешь».
8. В присутствии ребенка никогда не следует говорить о его речевом дефекте, чтобы у него не развился страх перед речью и чувство неполноценности. Если же он сам начинает говорить о своем заикании, то следует его успокоить и объяснить, что он просто еще не научился правильно говорить, что со временем научится, и эти затруднения пройдут.
9. Нельзя обрывать ребенка, если тот говорит плохо, заикаясь. Нельзя его заставлять повторять снова, так как это заставляет лишний раз фиксировать внимание ребенка на его недостатке. Лучше задать вопрос или ответить на вопрос, который он задал, но в нужном темпе, спокойно, давая понять, чтобы и он сам так же сказал, как вы.
10. Нельзя читать детям много книг, не соответствующих их возрасту. Вредно чтение на ночь страшных сказок, т. к. это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего и т. п.
11. Нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, т. к. в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, отказ в чём-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих, как в семье, так и в детском саду.
12. Постарайтесь удержать ребенка от речи, когда он на грани истерики или плачет. Сначала надо любым способом успокоить ребенка, отвлечь чем-нибудь интересным, приласкать.
13. Нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещённом. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в любимой игре и т. п.
14. Не делайте замечаний, если ребенок употребляет эмбол, то есть говорит какое-то лишнее слово («а», «вот», «ну»). Употребление эмболов удлиняет время высказывания, дает возможность лучше сосредоточиться, подготовить артикуляцию. Таким образом, ребенок помогает себе справиться с запинками. Эмболы исчезнут, когда улучшатся речевые способности.
15. Пусть вас не раздражает, когда ребенок что-то крутит в руках - это в некоторой степени снимает напряжение, отвлекает от речевых трудностей. Можно даже дать ему маленькую игрушку.
16. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравновешенными, хорошо говорящими детьми, чтобы, подражая им, он учился говорить выразительно и плавно.
17. Нельзя вовлекать заикающихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участников индивидуальных речевых выступлений.
18. Не просите малыша читать вслух стихи перед посторонними, пока он сам этого не захочет.
19. Для заикающегося ребенка очень важны занятия музыкой и танцами, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению.
20. Внимательно слушайте ребенка. Не перебивайте. Чаще улыбайтесь, хвалите ребенка.
Не следует забывать, что речь взрослых является для ребенка образцом. Поэтому необходимо родителям следить за своей речью, так как ребенок подражает им и начинает говорить также как они.
Не рекомендуется:
• допускать резкие окрики;
• не следует торопить при ответах, ибо только терпеливое внимание к речи ребенка может вызывать у него желание говорить, полезно похвалить стесняющегося своей речи ребенка;
• нельзя допускать слезливо-сочувствующего (вплоть до растерянности) или раздраженного отношения к неудачным речевым попыткам.
В начальном периоде заикания следует ограничить речевое общение с ребенком и разговаривать с ним в необходимых случаях, речь окружающих при этом должна быть негромкой и спокойной. Так как в процессе игры, наедине с собой, заикающиеся дети «оречевляют» свои действия без запинок, то следует поощрять разнообразные виды игровой деятельности ребенка наедине: рисование, мозаика, строительные игры и т. п.
Очень важно своевременно отреагировать на проблему: пока у ребенка не закрепилась привычка заикаться, можно сравнительно легко преодолеть эту напасть, например, если вся семья перейдёт на очень медленную и плавную речь.
Если у вашего ребенка возникло заикание необходимо сразу обратиться к логопеду и неврологу или психоневрологу за квалифицированной помощью.