Елена Кандакова
Консультация для родителей «Читаем и сочиняем вместе с ребёнком. Словесные игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Словесные игры занимают особое место в жизни ребёнка. Такие игры требуют богатого воображения, творчества, мыслительной активности. Ведь не зря К. И. Чуковский называл детей гениальными лингвистами.
Словесное «озорство» известных поэтов (С. Я. Маршака, Я. Козловского, Б. Заходера, Г. Сапгира, М. Яснова, И. Токмаковой и др.) подарит детям ни с чем несравнимую радость интеллектуального торжества («Я знаю, как правильно!», «Я знаю, так нельзя, и поэтому смешно!», заразит примером словотворческих шуточных игр.
Публикация «Консультация для родителей „Читаем и сочиняем вместе с ребёнком, Словесные игры и упражнения“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Словесные игры
- Темочки
Польза от чтения смешных стихов со словесной и звуковой путаницей немалая: развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической и лексической норме, воспитывается чувство юмора.
Смешные, неправильные слова не запутывают детей, а служат, по выражению К. И. Чуковского, самоэкзаменом собственных умственных сил.
Дети – великие имитаторы и великие творцы, поэтому начинайте словообразование с подражаний. Вспомните, какие вы были в детстве - выдумщики, фантазёры, как любили сочинять и выдумывать разные стишки, считалки и т. п. Чтобы вам было легче играть с детьми в словообразовательные игры и упражняться в придумывании и сочинительстве своих стихов и т. п. Я вам предлагаю использовать для начала стихи поэтов, которые об этом пишут. А уже потом вы будете придумывать и фантазировать сами.
Расскажите, например, про мальчика, который очень любил придумывать фамилии и имена зверятам, любил «играть словами».
Поэт Михаил Яснов написал об этом стихи.
***
Я придумываю фамилии
Утёнок – Уточкин!
Цыплёнок – Курочкин!
Щенок – Собачкин!
Жеребёнок – Клячкин!
Барашек – Овечкин!
А я? – Человечкин!
Я учу котёнка
Мой котёнок – черноушка.
Назову его – Чернушка.
Мой котёнок – рыжеспинка.
Назову его – Рыжинка.
Белый хвостик как кудряшка.
Назову его – Беляшка.
Мой котёнок отзывается,
Мой котёнок так старается,
Имя учит – и мяучит!
Предложите свою помощь ребёнку: «Давай вместе придумаем продолжение этих стихов или попробуем сочинить собственные стихи».
***
Игра
Ёрш – ершится,
Петух – петушится,
Лайка – лает,
Змея – змеится…
Что ж получается:
Лягушка – лягается?
Задайте вопрос: «А что ты лучше всего умеешь: петушиться, змеиться или делать что-то другое?»
***
Про мамонтов
Стихи о том, как иногда сочиняются стихи
Мамонт и папонт
Гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А внучонт
Сидел на крылечке
И свёртывал хобот
В колечки.
И, взяв на колени
Тетрадь и пенал,
Пыхтел
И стихи сочинял:
«Мамонт и папонт гуляли вдоль речки.
Бабонт и дедонт лежали на печке.
А внучонт сидел на крылечке
И свёртывал хобот в колечки.
И, взяв на колени тетрадь и пенал,
Пыхтел и стихи сочинял!»
Пригласите детей к сотворчеству: «Попробует сочинить похожее стихотворение?»
***
Мирная считалка
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились,
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки –
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две дразнилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять –
Хорошо друзей считать!
Предложите своему ребёнку: «Расскажи свои считалки. А теперь давай вместе присочиним к ним что-нибудь забавное, смешное».
Однажды поэтесса Ирина Токмакова услышала чужие разговоры и написала стихотворение.
***
Кто о чём говорит
Ходит солнышко по кругу,
Спит в лесу лосиха.
Мы идём с тобой по лугу
Тихо, тихо, тихо.
Мы походим по опушке,
Мы найдём тропинку.
Вон сорока на верхушке
Клювом чистит спинку.
Вон на камне придорожном,
Словно вросшем в землю, -
Осторожно, осторожно! –
Ящерица дремлет.
Слышишь, звякнул колокольчик
На лесной лужайке.
Есть у нас магнитофончик,
Маленький всезнайка.
Он на тоненькую плёнку
Пишет разговоры:
Что сказал комар зайчонку,
Лягушачьи споры…
Целый день он с нами ходит,
А настанет вечер,
Разговоры переводит
В звуки нашей речи.
Тихо, тихо. Ни словечка.
Мы нажали кнопку.
Так о чём спросила речка
Узенькую тропку?
И о чём поведал ветер
Листьям дикой груши?
Мы узнаем всё на свете.
Посиди. Послушай.
Спросите у малыша: «Сумеешь ли ты ответить на эти вопросы? А сам ты о чём чаще всего говоришь?»
У поэта С. Погорельского есть стихи:
***
Воронята – у ворон.
У слонов – слонята.
А у наших макарон
Есть макаронята.
И побольше, и поменьше,
И потолще, и потоньше,
И мальчишки - макаронцы,
И девчонки – макаронши.
Макаронников папаша
Их в дорогу снаряжает.
Макарониха – мамаша
Их в тревоге провожает:
- Вы пройдитесь белым светом
По извилистой дорожке,
Только помните при этом,
Ребятишки – макарошки:
И гориллы, и гагары,
И барбосы, и вороны,
И Марины, и Макары
Обожают макароны!
Предложите ребёнку: «Сочинить свои стихи про свою любимую еду, например про картошку и др.».
После словесных игр и упражнений пригласите детей к творчеству! Придумайте конкурс на лучшее стихотворение и на самое необычное название. Сами записывайте детские высказывания и придумки, а детей попросите нарисовать к ним картинки. Творите, дерзайте, придумывайте, сочиняйте, занимайтесь с детьми! И вы увидите, какие ваши дети талантливые и неповторимые!
Дорогие родители, раннее изложенные стихотворения можно найти в нашей сельской библиотеке. Где ещё есть большой выбор различных сборников, книг разных писателей и поэтов. Читайте и фантазируйте вместе со своими детьми! Удачи вам!
Используемая литература:
Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет – Москва издательство АСТ
Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет - Москва издательство АСТ
Хрестоматия для детского сада «Русские поэты – детям» - Москва Дрофа Плюс