Маргарита Пышненко
Консультация для родителей «Бодрость с самого утра»
▼ Скачать + Заказать документы
(о пользе утренней гимнастики на свежем воздухе)
Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста важно использовать гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения и др.
Выполнение утренней гимнастики на свежем воздухе усиливает эффективность физических упражнений. Физическая нагрузка и свежий воздух укрепляет здоровье детей, повышает их работоспособность.
Публикация «Консультация для родителей „Бодрость с самого утра“» размещена в разделах
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время, правильно подобранные комплексы физических упражнений растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы. Поток импульсов, идущих в головной мозг от всех рецепторов — зрительного, слухового, опорно-двигательного, кожного, повышает жизнедеятельность организма в целом.
А регулярное проведение утренней гимнастики на свежем воздухе в летний период способствует закаливанию детского организма, вырабатывает стойкость к различным неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Таким образом, утренняя гимнастика является многосторонним физкультурно-оздоровительным процессом, систематически оздоравливающим детский организм.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положи-тельные эмоции и радостное ощущение.
Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6—8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них по 4—8 раз. Эффективность воздействия их достигается не столько за счет числа упражнений и количества повторений, сколько за счет качества выполнения. Четкое действие в заданном направлении, с определенной амплитудой, необходимым напряжением и расслаблением различных мышечных групп, соблюдение ритма и темпа не только обеспечивают увеличение работоспособности детского организма, но и способствуют развитию координации у детей, оказывают влияние на формирование правильной осанки и физическое развитие ребенка в целом.
Если погода не даёт возможности провести гимнастику на улице, то лучше всего подойдут танцевально – ритмические упражнения, которые можно организовать прямо в группе или спортзале.
Кроме того, ежедневное выполнение определенных комплексов физических упражнений способствует совершенствованию двигательных способностей у детей, развивает физические качества (сила, ловкость, гибкость, улучшает работу координационных механизмов, способствует приобретению знаний в области физического воспитания.
Вследствие одновременной совместной умеренной двигательной деятельности более возбужденные дети, которые успели уже побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Все это создает ровное, бодрое настроение у всех детей, готовит их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при проведении ее не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине и порядку.
Утренняя гимнастика проводится с детьми ежедневно в утренний отрезок времени, в течение 10 минут.
Используются различные формы проведения утренней гимнастики:
- традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
- обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили»,
«Воробушки» и др. ;
- игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
- с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных
движений, хороводов;
- оздоровительный бег (проводится на участке в течение 1-2,5 минут
с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
- с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы
препятствия с использованием разнообразных модулей);
- с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический
ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля»,
«Беговая дорожка», «Батут» и др.)
В нашем ДОУ основу утренней гимнастики на воздухе составляет бег на выносливость в старшей группе — 2 мин (240 м., в подготовительной — 2,5 мин (320—340 м). Так как за счёт бега в медленном темпе интенсивнее протекает усвоение кислорода тканями и органами, что очень важно для растущего детского организма (из программы В. Г. Алямовской «Как воспитать здорового ребёнка»).
Комплексов утренней гимнастики на воздухе составляется несколько:
- первый – для хорошей погоды, который обязательно включает в себя
оздоровительный бег;
- второй – на случай дождя, если погода не даёт возможности провести гимнастику на улице, то лучше всего подойдут танцевально – ритмические упражнения, которые можно организовать прямо в группе или спортзале.
Литература:
1. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребёнка. Linka Press, 1993
2. Березина Н. О., Бурлакова И. А. Успех: система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. М. : Просвещение, 2010
3. Прохорова Г. Утренняя гимнастика для детей 2–7 лет. Айрис-Пресс, 2006
4. Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика в детском саду. Упражнения для детей 3-5 лет. М. : Мозаика-Синтез, 2007