Ольга Епонешникова
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения»
▼ Скачать + Заказать документы
Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения
К четырем-пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием владеет четким произношением всех звуков родной речи. Но у многих детей этот процесс задерживается.
Публикация «Консультация для родителей „Артикуляционная гимнастика как основа правильного звукопроизношения“» размещена в разделах
- Артикуляционная гимнастика. Консультации
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для родителей
- Темочки
Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому нарушение звукопроизношения у ребёнка может в дальнейшем привести его к ошибкам на письме. Ребёнок как произносит, так и пишет. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты) - его губы, язык и мягкое нёбо должны быть сильными и подвижными. А так как все речевые органы состоят из мышц, то их можно тренировать, как и мышцы рук, ног, спины и т. д. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для тренировки мышц речевого аппарата (губ, языка, нижней челюсти, щёк, необходимые для правильного звукопроизношения.
Для дошкольников артикуляционная гимнастика полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трёх лет, чтобы ребёнок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Даже, если ваш ребенок ещё не говорит, то специальные упражнения помогут укрепить мышцы органов речи и подготовят речевой аппарат для чистого звукопроизношения. Специальные упражнения также полезны детям с правильным, но невнятным звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.
• Сначала упражнения выполняются медленно и обязательно перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш научится хорошо делать движения, зеркало уже не обязательно использовать.
• Взрослый должен показывать ребенку, как правильно выполнять упражнения. Для этого, уважаемые родители, вам необходимо самим научиться их выполнять.
• Проводить упражнения нужно систематически каждый день, лучше всего 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут.
• Хорошо, если вы будете спрашивать у ребё нка: Что делают губы? Что делают зубы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?
• При выполнении упражнений следите за тем, чтобы у ребенка работали только мышцы речевого аппарата. Ребенок не должен делать лишних движений - округлять глаза, морщить лоб, поднимать плечи.
• Если у ребенка, какое-то движение не получается хорошо с первого раза, то не добивайтесь точности, пусть выполняет его приблизительно. Со временем, по мере тренировки, действия будут точными и правильными.
• Когда ребёнок научится удерживать положение языка некоторое время без изменений, то упражнения можно выполнять в более быстром темпе, под счёт или секундомер (10-20 секунд).
• Занятия лучше всего проводить в игровой форме, ведь это основная деятельность ребёнка. Можно привлечь любимую игрушку: «Покажи мишке, как правильно выполнять гимнастику для язычка!».
• Если у ребенка несмотря на Ваши старания всё равно не получаются упражнения, язык во время занятий дрожит, синеет или отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, то обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобится помощь и врача-невролога.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1. Упражнение «Заборчик»
Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны сомкнутые верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
2. Упражнение «Хоботок»
Вытянуть губы вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Удерживать 5-10 секунд.
Подражаю я слону - губы хоботом тяну.
3. Упражнение «Оладушки»
Широкий язык высунуть, положить на нижнюю губу, расслабить.
Удерживать 10-15 секунд.
Напекла нам бабушка вкусные оладушки.
4. Упражнение «Иголочка»
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь и сделать его узким. Удерживать 10-15 секунд.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
5. Упражнение «Часики»
Рот приоткрыть. Губы растянуть в улыбку. Кончиком узкого языка тянуться попеременно, то к правому, то к левому уголкам рта в медленном темпе. Выполнять 10-15 раз.
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
6. Упражнение «Горка»
Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние передние зубы, при этом спинку языка прогнуть вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Вот так горка, что за чудо!
Выгнулся язык упруго:
Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем — горка получается.
7. Упражнение «Вкусное варенье»
Рот открыть. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Выполнять 10-15 раз.
Ох, какое объеденье!
Очень вкусное варенье!
8. Упражнение «Чашечка»
Рот широко раскрыть. Боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть к низу. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.
Ты любишь пить чай?
Тогда не зевай!
Рот открывай,
Чашку доставай.
9. Упражнение «Качели»
Высунуть узкий язык. Тянуть его попеременно, то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Выполнять 10-15 раз.
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Высоко я поднимаюсь,
Опускаюсь снова вниз.
10. Упражнение «Маляр»
Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних зубов до мягкого нёба. Выполнять 10-15 раз.
Пригласили маляра, потолок белить пора.
Язычок наш – кисточка, нёбо – потолок.
Белит нёбо кисточка за мазком, мазок.
11. Упражнение «Грибок»
Рот раскрыть. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть, растягивая подъязычную связку. Удерживать10-15 секунд.
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
12. Упражнение «Лошадка»
Присосать язык к небу, щелкнуть кончиком языка. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. При этом рот открыт, челюсть не двигается. Выполнять 10-15 раз.
Цок-цок-цок!
Как лошадки поскакали.
Язычок, поцокай с нами.
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться
систематично, каждое из перечисленных движений выполнять нужно медленно и точно, иначе всё это не имеет смысла.
Правильное звукопроизношение является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению, так как чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.