Анна Демьяненко
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика»
▼ Скачать + Заказать документы
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое н бо. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины и т. д., значит можно тренировать и мышцы языка и губ. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовить базу для чистого звукопроизношения. Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков. Несомненно, постановкой и автоматизацией звуков должен заниматься только логопед! Некоторые родители почему-то считают, что они смогут воспитать у реб нка правильное произношение, многократно повторяя чистоговорки и скороговорки. Они и не подозревают, что сначала реб нок должен научиться правильно произносить изолированный звук, затем закрепить его в слогах, словах, а только потом во фразе. Для занятий дома с родителями предлагается только артикуляционная гимнастика – база для правильного произношения звуков. Для детей с большим количеством дефектных звуков подойд т основной комплекс артикуляционной гимнастики.
При подборе упражнений необходимо соблюдать определ нную последовательность – идти от простых упражнений к более сложным.
Сначала упражнения выполняются в медленном темпе обязательно перед зеркалом. На первых порах можно ограничиться и двукратным выполнением упражнения, главное, чтобы оно было выполнено качественно. Затем, количество повторений увеличивают, доводя до 10-15 раз.
Когда реб нок научиться правильно выполнять движения, зеркало можно убрать. Для того, чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно 2 раза в день. Продолжительность е 10-15 минут, прич м среди выполняемых новым может быть только одно, а остальные даются для повторения и закрепления. В случае, если реб нок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.
Как уже говорилось, артикуляционную гимнастику выполняют, сидя перед зеркалом. Это да т реб нку возможность, ориентируясь на образец взрослого, контролировать качество собственного выполнения. Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические (связанные с удержанием определ нной артикуляционной позы) и динамические (требующие многократного повторения одного и того же вида движений).
Статические артикуляционные упражнения должны выполняться ч тко и медленно по 5-10 раз, в зависимости от возраста и возможностей реб нка, прич м каждая артпоза удерживается в течение 3-7 секунд.
Динамические упражнения проводятся под сч т взрослого и выполняются по 10-20 раз подряд. При проведении артикуляционной гимнастики с реб нком будьте терпеливы, спокойны и ласковы. Если у реб нка не получается какое-то движение, можно использовать механическую помощь. Ручкой чайной ложечки или просто чистым пальцем помогите поднять реб нку язык вверх. Для того чтобы реб нок наш л правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намажьте губу вареньем или м дом в зависимости от того, что любит ваш реб нок.
Занятия должны проходить в игровой форме, ведь это основная деятельность детей. Можно привлечь любимую игрушку: «Давай покажем зайке, как правильно выполнять гимнастику для язычка».