Ольга Карбаинова
Консультация для родителей «Адаптация ребенка в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители, вы привели своих детей в детский сад и у нас с вами одна общая цель сделать их пребывание здесь комфортным, безопасным, интересным, познавательным. Следовательно, нам с вами нужно объединить усилия и очень важно наличие взаимопонимания и поддержки.
Сейчас я хочу Вас познакомить с особенностями адаптации детей.
Для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.
Публикация «Консультация для родителей „Адаптация ребенка в детском саду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Вот изменения, с которыми сталкивается ребенок в детском саду и к которым ему нужно приспособиться:
• четкий режим дня;
• отсутствие родных рядом;
• длительный контакт со сверстниками;
• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;
• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;
• особенности нового пространственно-предметного окружения
Ребенок должен привыкнуть к новому воздушному и световому режиму, установленному распорядку дня, к изменению в питании.
Уже в семье ребенок вступает в первые контакты со взрослыми членами семьи, с детьми. Сложившиеся стереотипы поведения и отношений значительно изменяются, когда ребенок приходит в ДОУ. Важным аспектом социальной адаптации является принятие ребенком социальной роли – роли воспитанника ДОУ.
Адаптация ребенка к ДОУ может сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями:
• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;
• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;
• утрата навыков самообслуживания;
• нарушение сна;
• снижение аппетита;
• регрессия речи;
• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;
• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).
Эти изменения непосредственно связаны с возрастными особенностями детей раннего возраста.
До 2-3 лет ребенок не испытывает острой потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Дома к ребенку зачастую не предъявляют требований к самостоятельности. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью самостоятельно одеваться, раздеваться, пить из кружки, есть ложкой, проситься и ходить на горшок, прибирать со взрослым игрушки и т. д. Если у ребенка не развиты навыки самообслуживания, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.
Психологи выделяют три степени адаптации : легкая, средняя, тяжелая.
При легкой адаптации наблюдается кратковременное отрицательное эмоциональное состояние, которое выражается в снижении речевой активности, незначительных нарушениях поведения, ухудшении сна и аппетита. Обычно это проявляется в течении первых двух недель пребывания ребенка в ДОУ.
Адаптация средней тяжести выражается в более значительных и длительных сдвигах в поведении, которые нормализуются лишь к концу первого месяца. Ребенок на короткое время теряет вес, нарушается речь, возникают легкие непродолжительные заболевания.
При тяжелой адаптации привыкание идет длительно и сложно, затягивается порой на несколько месяцев. Оно сопровождается частыми повторными заболеваниями, стойким нарушением поведения. Наблюдается замедление темпов физического развития, задержка в развитии речи, психики; у детей отмечается повышенный уровень тревоги.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:
1. возраст ребенка;
2. состояние его здоровья;
3. уровень развития навыков самообслуживания;
4. умение общаться со взрослыми и сверстниками;
5. сформированность предметной и игровой деятельности;
6. приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Существуют проверенные способы уменьшить стресс ребенка :
• положительный настрой на посещение детского сада. Родители, отдавая ребенка в сад, зачастую переживают и сами и эти переживания озвучивают дома при ребенке. Ребенок же, чувствуя тревогу родителей, заранее настраивается на детский сад негативно. Для того, чтобы ребенок легко привык к детскому саду, необходимо дать ему позитивный настрой и описать плюсы пребывания в детском саду : там есть дети, с которыми ты обязательно подружишься, ты вместе с детьми и воспитателем узнаешь много нового и т. д. Когда же ребенок начнет посещать детский сад, каждый день необходимо спрашивать у него о том, как прошел день, какие он получил впечатления, обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ. Кроме этого желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
• введение дома режима, близкого к режиму детского сада. Когда родители начинают готовить ребенка к посещению детского сада, необходимо помнить о режиме. Родителям желательно подстроить свой домашний режим под режим дошкольного учреждения: время утреннего подъема, приемов пищи, прогулок, дневного сна. Тогда ребенку как психологически, так и физически будет проще перейти на режим детского сада. При посещении детского сада необходимо придерживаться следующего правила - в выходные дни придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности;
• ранее привитие ребенку навыков самообслуживания – умения одеваться и раздеваться, складывать свою одежду, умываться, убирать свои игрушки и т. д. А когда ребенок начнет ходить в детский сад – одевать ему ту одежду, которую легко и удобно надевать самостоятельно – хлопчатобумажные колготки, сандалии на липучках, одежду без пуговиц и неудобных застежек;
• наличие у ребенка начальных игровых и коммуникативных навыков – умение взаимодействовать с окружающими людьми, совершать элементарные действия с игрушками помогут ему быстрее освоиться в детском саду.
На третьем году жизни дети станут самостоятельнее. Продолжит развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; будут совершенствоваться восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.