Эсмира Акимова
Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
«Подготовка руки ребенка к письму»
В школе на первом этапе, многие дети, как правило, испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное писание букв, нередко встречается «зеркальное» письмо, ребенок не различает «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки, и недостаточной сформированностью зрительно – двигательной координации произвольного внимания, аналитического восприятия речи, зрительной памяти. Все это отрицательно сказывается на усвоении программы первого класса.
Публикация «Консультация для родителей» размещена в разделах
Письмо-это сложный навык, который требует выполнения тонких, графических движений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, зрительной сосредоточенности.
Ученые отмечают, что неподготовленная рука к письму и слабо развитая активность двигательных координаций, зрительное восприятие, слабость волевых устремлений приводят к развитию тревожности и негативному состоянию ребенка в школе. Чтобы не было этого, надо развивать мелкую моторику пальцев рук. Для развития подвижности пальцев, гибкости и силы могут помочь различные виды : пальчиковые игры и упражнения, рисование, штриховка предметов, работа с пластилином, работа с ножницами, перебирание разных видов круп, нанизывание разных по форме и величине бусин на нитку, нанизывание мелких и крупных пуговиц, игры с песком и водой, игры с мозаикой и конструктором.
Штриховка - эта работа достаточно трудная, но очень полезная для развития мелкой моторики, однако у детей это занятие не вызывает интереса.
Дети учатся контролировать себя, выполнять задания в очерченном пространстве, вырабатывают глазомер, приучают руку к ритмичности и точности движений
Штриховка укрепляет мелкие мышцы пальцев и кисти руки, но также развивает и речь, логическое мышление, активизирует творческие способности ребёнка. Для штриховки можно использовать трафареты, альбомы для раскрашивания, различные прописи для дошкольников, книжки – раскраски. Книжки- раскраски это самый эффективный и простой способ подготовки руки к письму. При раскрашивании картинок ребёнок учится правильно держать карандаш в руке, при этом он следит за силой нажима, развивается творческое воображение (то есть ребёнок сам выбирает цвет, который ему нравится). Занятие тренирует мелкие мышцы рук, делая его движения сильными и координированными.
Ребенок свободно должен ориентироваться на листе бумаги, поэтому должен различать правую и левую руку, направление движений, расположение предметов.
Подготовка к письму очень помогает рисование орнаментов и узоров. Ребенок практически осваивает изображение различных элементов узора, правильно определяет направление линий и движения руки (сверху вниз, снизу верх, справа налево, слева направо, прямо, наклонно, развивает глазомер.
Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, графические диктанты, где необходимо проводить линии в определенном направлении. Графические упражнения можно выполнять в прописях для дошкольников и альбомах для подготовки детей к школе.
При занятии дома, надо создать такие условия ребёнку, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них новые знания обогащал свой словарный запас и правильно строил предложения.
Переход детей в школу - это всегда трудный и тяжёлый этап. Кроме усвоения новой информации им предстоит ещё и много писать. Предстоит детям справляться с трудной задачей, как удерживание в руках ручку или карандаш. Для быстрого и безболезненного процесса руку ребёнка надо подготовить заранее.
Дети очень любят лепить из пластилина. Это отличное занятие для пальчиков – вылепить мелкие детали, скатывание различных колобков и жгутов. Ребёнку интересно и нравится лепить, поэтому у него вырабатывается сосредоточенность, терпение и усидчивость. Так же полезны и занятия аппликацией: умение хорошо владеть навыками вырезания ножницами и создавать свою картину, пользуясь при этом клеем - это тоже тренировка для рук. Конструирование из LEGO тоже хорошо помогает для укрепления мышц пальцев. Детали очень мелкие и требуют от пальчиков расторопности. Дома можно попросить ребёнка, чтобы он перебрал для каши крупу, привлечь к лепке пирожков и пельменей, они с удовольствием будут помогать и гордиться тем, что именно они это сделали. Попросить чтобы они сами постирали свои носовые платочки или кукольную одежду – это тоже развивает мелкую моторику рук.
Так заставляя работать пальчики ребёнка, мы и подготовим руку к письму.
Что важно знать при письме:
Ребёнок должен сидеть прямо, чуть наклонив голову вперед, а спину держать прямо;
не следует опираться ребёнку грудью на стол;
расстояние от глаз до тетради 25 см. ;
тетрадь, должен лежать на столе с наклоном влево;
свет должен падать слева.
Родители, которые уделяют большое внимание на развитие мелкой моторики и координации движений руки, влияют на интеллектуальное развитие ребёнка и готовят к овладению навыков письма, что в дальнейшем поможет избежать некоторых проблем школьного обучения.