Быкова Елена Михайловна
Консультация для родителей «Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание будущего читателя,
или с какими книгами лучше дружить дошколятам»
В наш век информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению стала падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают другие источники информации: ТВ, видео продукцию компьютер; дети словно живут в «другой цивилизации», где источников знаний много, а книга только один из них, но не следует забывать: очень важный.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание будущего читателя, или с какими книгами лучше дружить дошколятам“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Книга. Все материалы по теме книг
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
С одной стороны, телевидение побуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст; с другой стороны, ребёнок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается от чтения книги. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. ТВ приучает употреблять готовые схемы и образы: дети, которые много смотрят телевизор, книгам предпочитают комиксы, у них отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности.
Книга же даёт возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает творчество и умение думать самостоятельно. Вот почему важно вовремя научить ребёнка любить книгу.
Зачем же читать?
-Благодаря чтению развивается речь ребёнка и его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
-Чтение развивает мышление, книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
-Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит ребёнка мыслить образами.
-Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор.
Хорошую детскую книгу можно читать вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному обогащению родителей и детей, установлению взаимопонимания. Близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
-Чтение самое доступное и полезное занятие для развития ребёнка.
Кто же вводит ребёнка в мир книги? Прежде всего родители, детский сад и библиотека. И всё же со своей первой книгой ребёнок встречается дома, сидя на коленях у мамы. И это абсолютно «семейное» дело. Всё начинается с раннего детства. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему». Ранний возраст благодатное время для того, чтобы развить в своём ребёнке любовь к книге и чтению.
А как выбирать полезные и интересные книги для детей разного возраста?
Хорошая книжка для маленьких имеет некоторые особенности. Она должна быть лёгкой, чтобы у малыша хватило сил в любой момент достать её с полки. Прочность её обеспечивает обычный или ламинированный картон. Размер книжки небольшой, чтобы ребёнок имел возможность «играть» с ней самостоятельно. В книге должны быть крупные, яркие картинки и немного отвлекающих деталей. Печатный текст - только крупный, фразы – чёткие и лаконичные.
Обратите внимание на наличие гигиенического сертификата, ведь малыши часто пытаются грызть книгу.
Самым маленьким нужны книжки для рассматривания предметов, животных, растений и т. п. На странице 80% площади должна занимать картинка. Подписи состоят максимум из дух-трёх слов. Малыши пока не представляют, как обращаться с новой игрушкой – всё может ограничиться облизыванием и бессмысленным перевёртыванием страниц. Но если вы рассматриваете книжку вместе и при этом проговариваете текст, то скоро заметите, что кроха легко узнаёт знакомые предметы и даже пытается по своему их называть.
Следует легко пресекать небрежное отношение к книгам, попытки рассматривать их на полу.
Примерно с года можно читать ребёнку стихи и коротенькие сказки. В этом возрасте знакомство с весёлыми потешками хорошо сопровождать характерными жестами «Ладушки», «Сорока-сорока» и т. д.
Примерно к двум годам, когда у ребёнка появляется интерес к буквам – приобретите азбуку. Стоить помнить, что узнавание букв и чтение – вещи разные. Сейчас читаете вы, а ребёнок слушает.
Многим детям нравятся книжки-игрушки, всевозможные пищалки, книжки в форме животных, насекомых и т. д. Не стоит увлекаться ими, ведь книга, прежде всего, предназначена для чтения – это малышу важно усвоить.
Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребёнку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, то у ребёнка начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.
Постепенно книжки можно сделать самостоятельно, вместе с детьми – вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное, отношение к книге вообще.
Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения. Литературный репертуар отличается разнообразием: это и считалки, и загадки, басни, литературные сказки Л. Толстого, С. Михалкова, С. Маршака и т. д.
Старший дошкольный возраст называют «библиотечным» - интерес детей к книгам определённой тематики и жанра, за упорство в поисках понравившейся книги: былины, волшебные сказки, повести, стихи, рассказы: «Илья Муромец», «Василиса Прекрасная», К. Ушинский «Слепая лошадь», И. Куприн «Слон», стихи А. Пушкина и А. Блока, детские энциклопедии и т. д. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же он должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное – такое чтение очень сплачивает.
Таким образом. Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всём его богатстве процесс долгий и трудный. Знакомя детей с книгой, иллюстрациями с раннего детства, у детей формируется интерес, представление о книге, как об особом предмете, к которому необходимо относиться бережно; развитие интереса к книжной иллюстрации, к книжной графике; внимательное и бережное отношение к книге, желание чаще общаться с ней. И если первоначальный этап введения ребёнка в книжную культуру будет успешной, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщаться к духовному опыту человечества посредством книг. Содержание текста не будет восприниматься, как развлечение или нудное занятие.
«…Отнимут всё: богатство, имидж,
Галдят при этом вразнобой,
И только книгу не отнимешь –
Что ты прочёл, навек с тобой…»
(«Известия» 2007 г.)