Шитикова Марина
Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Адаптация ребенка к детскому саду»
Что такое адаптация ребенка
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и правила, к которым нужно также постепенно привыкать. Некоторые дети адаптируются очень легко – без слез бегут в группу. Играют, веселятся и не хотят уходить домой.
Темочки:
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Темочки
Что представляет собой период адаптации
Адаптационный период – это время, за которое организм привыкает к новым условиям. Детский сад для детей является как раз таким местом. И первое его посещение запланировано в возрасте 2 - 3 лет.
Пока один из родителей держит малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но стоит взрослому уйти, у ребенка начинается паника. Чтоб привыкнуть к незнакомой обстановке, требуется время. У детей длительность адаптационного периода может различаться, что зависит от многих факторов.
Адаптационный процесс кардинально меняет жизнь ребенка, поэтому часто он сопровождается нарушениями в поведении, капризностью, раздражительностью.
Проблема адаптации
Если взрослому период адаптации может показаться обычным делом, для ребенка – это настоящий стресс. В результате него может развиться следующее:
-нарушение сна – малыш засыпает и просыпается со слезами посреди ночи;
-снижение аппетита – ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от пищи;
-уменьшение интереса к окружающему миру – дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим;
-регрессия психологических способностей – если раньше малыш умел самостоятельно кушать и одеваться, то в адаптационный период может временно утратить данные навыки;
-апатия или, наоборот, агрессия – спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;
-снижение иммунитета – замечено, что в период адаптации малыши часто болеют.
Адаптация к детскому саду – сложный процесс для ребенка, и то, насколько быстро он привыкнет к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.
Виды адаптации
Адаптационный процесс неизбежен при зачислении ребенка в детский сад. В зависимости от склада характера, малыш приспосабливается к новой обстановке одним из доступных способов. Адаптация бывает трех видов :
творческий стиль – детсадовец меняет среду под себя, предпринимая для этого активнее действия;
конформный стиль – приспосабливается к новой среде, меняя свои привычки;
стиль избегания – пытается уйти от проблемы, не желая меняться и менять окружение под себя.
Стиль избегания - является самым сложным.
Творческий стиль адаптации – наиболее эффективный.
Степени адаптации
Длительность и выраженность признаков, характерных для периода адаптации в ДО, указывает на успешность процесса привыкания крохи. С точки зрения психологии, различают несколько степеней адаптации :
легкая – кроха быстро вливается в коллектив и уже спустя 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не устраивая истерики при расставании с родителями;
средняя – первое время по утрам ребенок плачет, отказывается идти в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца подобные признаки бесследно исчезают;
тяжелая – встречается редко, малыш становится агрессивным, не идет на контакт с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации продолжается более 2 месяцев.
Определить легкую степень адаптации к детскому саду, можно по следующим признакам:
- ребенок остается в группе без истерик и относится к уходу родителей спокойно;
- свободно общается с педагогами, глядя им в глаза;
- способен попросить о помощи, когда она ему понадобится;
- без проблем играет с ровесниками;
- легко меняет свой привычный распорядок дня на детсадовский;
- не расстраивается, если воспитатель делает замечания;
- активно рассказывает родителям о своем дне, прошедшем в детском саду.
При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:
- трудно расстается с родителями перед заходом в группу и немного плачет после их ухода, а потом отвлекается на игру;
- нормально общается с детьми и воспитателями;
- соблюдает распорядок дня, установленный в детском саду;
- не агрессивен, не провоцирует сверстников на конфликты.
По мнению психологов, трехлетке проще привыкнуть к детскому саду, чем ребенку 2 лет, поскольку по достижении этого возраста возникает потребность в общении со сверстниками.
При тяжелой степени адаптации у ребенка наблюдаются выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Он ежедневно устраивает истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях малышу так и не удается привыкнуть к новой обстановке.
Как облегчить адаптационный период
Оставляя двухлетнего или трехлетнего кроху первый раз в детском саду, родители беспокоятся не меньше своего чада. И это нормальная реакция, поскольку он остается с чужими людьми, хотя совсем недавно был под присмотром родных. Ухудшает ситуацию бурная истерика самого крохи которая доставляет еще больше переживаний.
Что делать родителям с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Помогут следующие рекомендации:
- сохранять спокойствие – известно, что спокойствие матери передается ребенку, поэтому не стоит показывать беспокойство, даже если оно присутствует;
- не оттягивать момент расставания – как бы ни было страшно впервые отдавать своего кроху в чужие руки, этот момент все равно настанет;
- увеличивать время пребывания малыша в детском саду постепенно сначала оставить его на пару часов, потом – до обеда, а через пару недель – на целый день;
- посещение детского сада при условии хорошего самочувствия должно быть регулярным;
- облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко придумать самостоятельно – например, поцелуй в щеку и махание рукой;
-перед уходом всегда нужно говорить малышу, когда за ним придут – для понимания точного времени на часах кроха еще не дорос, поэтому уточняющими данными служат «после обеда», «после сна», «во время прогулки» и прочее;
- справиться с грустью ребенку поможет «оберег», в роли которого может -выступать любимая игрушка или другая дорогая сердцу вещь, ее нужно дать с собой в детский сад;
- придумать мотивацию для посещения ДО – его любимая игрушка заскучала;
- не обсуждать воспитателей в присутствии ребенка, а также любые негативные моменты, связанные с детским садом;
- если кроха слишком привязан к матери, в садик его лучше отводить отцу, бабушке или другим родственникам, с которыми расставаться легче.
Руководствуясь этими нехитрыми правилами, можно существенно облегчить крохе привыкание к новой обстановке.
Рекомендации психолога
Подготавливая детей к посещению ДО, родителям необходимо придерживаться определенных рекомендаций:
- придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там много друзей;
- не показывать беспокойства, поскольку оно передастся крохе;
- расставаться легко и с улыбкой;
- обозначить время возвращения, не обманывая;
- дома создать благоприятную обстановку, с пониманием относиться к раздражительности и нервозности детсадовца в период адаптации;
- научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и выполнять личные потребности, поскольку данные навыки пригодятся в садике;
- рассказывать правду про детский сад, не перехваливать, но и не описывать сплошные негативные моменты;
- первый день пребывания в саду – самый важный, поэтому ребенок должен быть здоров и в хорошем настроении, так у него не останется после учреждения неприятных ассоциаций.
Рекомендации для родителей
Не сравнивайте своего ребенка с другими ребятами – все дети, даже при одинаковых условиях, адаптируется по-разному;
Не обманывайте – не стоит обманывать кроху, обещая забрать в одно время, а вместо этого, прийти позже;
Не наказывайте детским садом –не используйте наказание в виде долгого пребывания в ДО, это - усложнит адаптацию и сформирует нелюбовь к данному учреждению;
Не подкупайте ребенка игрушками, конфетами, пирожными и другими лакомствами – такие дети будут ходить в детсад только ради получения презента, а также начнут добиваться их путем шантажа;
Не отправление больного кроху в садик – в период адаптации детсадовец и так имеет нестабильное физическое и психологическое состояние, поэтому не нужно усугублять его.
Одной наиболее распространенной ошибкой родителей является внезапное исчезновение в тот момент, когда дитя ненадолго отвлечется на игрушки или сверстников. Когда он опомнится и увидит, что мама пропала, у него возникнет тревога, беспокойство, страх и чувство незащищенности. Все это оставит неприятные ассоциации, связанные с детсадом, а также увеличит вероятность истерик.
Что делать, если ребенок не может привыкнуть к детскому саду
По утверждениям психологов, период адаптации в детском саду может длиться несколько месяцев, поэтому не стоит опускать руки, если сын или дочь по истечении 4 - 6 недель так и не привыкли в новой обстановке. Однако стоит проявить бдительность и выяснить причину подобной ситуации. Возможно, у малыша не складываются отношения с воспитателем, и стоит задуматься о переводе в другую группу или учреждение, если не удается решить проблему другими методами.
Главное, терпеливо и с пониманием относиться к любым изменениям в поведении малыша в адаптационный период. Если же привыкнуть к детсаду у него так и не получится, что крайне редко, но все-таки случается, по возможности стоит отказаться от посещения дошкольного учреждения.