Серко Екатерина Сергеевна
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность как средство формирования выразительности речи»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ И ЕЁ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Выразительность рассматривается как качественная характеристика речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие современного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Театр. Роль театра в развитии и воспитании. Консультации
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонационная, лексическая и синтаксическая выразительность) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства выразительности.
Для развития выразительной речи необходимо создать условия, где ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей.
Привычку к публичной речи можно воспитать путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Большую помощь могут оказать занятия по театральной деятельности, которые дети очень любят.
Воспитательные возможности театральной деятельности огромны : её тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Театральная деятельность также является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям.
Театральная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В литературе подчё ркивается: основа эмпатии – в умении распознать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительном движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся героем позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей, помогает ему решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе.
Итак, занятия по театрализованной деятельности имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Но для этого необходимо создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, интонаций, выразительных движений); приобщать детей к театральной культуре (знакомить с театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
Обеспечивать взаимосвязь театральной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе.
Так, имитационным движениям можно обучать на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.
При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые сконцентрировали всю совокупность выразительных средств русского языка и представляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).
Решению этой задачи способствуют задания типа: «Разные настроения» (по карточкам-пиктограммам, чтение произведений и просмотр кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния, и беседа по ним; дискуссии на такие темы, как рассказы из личного опыта и посещения выставки картин; прослушивание музыкальных произведений; упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…»
Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, в которых ситуации необходимо подчеркнуть мимикой (подарили подарок). Хорошо, если одну и ту же сценку проиграют несколько детей. Особое внимание надо обратить на связь между настроением и особенностями вербальной и невербальной (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Для этого можно использовать упражнение «Произнеси с разной интонацией», «Говорящие рисунки» – рассказы по схематическим рисункам, когда их рисуют в ходе совместного обсуждения, или когда один ребёнок рассказывает, а другие разыгрывают роли с использованием невербальных средств выразительности. Большую роль играют ролевые диалоги по иллюстрациям с использованием вербальных средств выразительности. При этом собственно разыгрывание не являются самоцелью.
Результаты участия в театрализованной деятельности могут отражаться в работах по изодеятельности, ручному труду.
Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально – чувственного опыта – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизация интереса взрослых к данной проблеме способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками; домашнее сочинение сказок и различных историй, а потом разыгрывание их; изготовление атрибутов и т. д.
Таким образом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности речи и социально-эмоционального развития ребё нка становится возможным при выполнении следующих условий:
• насыщение этой деятельности интересным и значимым содержанием для детей;
• постепенность и последовательность ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
• совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).