Папки-передвижки

Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»

Людмила Автаева
Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей

Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника.

Использование шестиугольного (гексагонального) обучения является эффективным способом формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса, навыков классифицировать информацию, доказывать взаимосвязи и зависимости, создавать единую смысловую картину явлений и процессов, а главное – визуализировать ее. Шестиугольное обучение позволяет формировать у ребенка не только предметные, но и надпредметные (познавательную, информационную, коммуникативную) компетенции.

Публикация «Консультация для родителей „Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника“» размещена в разделах

Актуальность такого обучения для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Шестиугольное обучение помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Чтобы шестиугольники выступали, как наглядно-практическое средство познания, выполняя свою функцию, они должны соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены ребенком.

• быть простыми для восприятия и доступными для воспроизведения и действий с ними.

• соответствовать уровню развития детей.

Шестиугольники бывают разных видов :

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

3. воспитывающие – содержат информацию, позволяющую развивать нравственные качества ребенка

В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов). Каждый из шестиугольников – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде изображения. Они вырезаются из бумаги или пластика и могут размещаться на любой плоской поверхности (стол, пол, доска). Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые ребенку необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ определенного материала.

Шестиугольное обучение используются :

-при пересказе знакомых сказок и художественных произведений;

-при обучении составлению рассказов;

-с помощью гексов можно познакомить детей с сезонными явлениями природы, животным миром, миром растений и т. д. ;

-гексы помогают детям самостоятельно определить основные свойства рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков;

-при изучении и закреплении состава числа;

-на гексах может быть изображена любая тема.

Начиная работу по шестиугольному обучению, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять гексы и объединять их в заданной последовательности.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

Рассмотрим несколько вариантов использования метода шестиугольного обучения на занятиях, в индивидуальной и самостоятельной деятельности.

1. Детям даются шестиугольники, на которых изображены явления, предметы или свойства по определенной теме. Задача ребенка – собрать пазл и объяснить связи между ними.

Например, при изучении/закреплении геометрических фигур предлагается выбрать предметы определенной формы

При изучении/закреплении животных разных климатических зон, раздаются шестиугольники с изображением животных. Задача обучаемых – выбрать нужных животных, объяснить свой выбор и рассказать о среде обитания данных животных

и т. д.

При изучении/закреплении профессий на шестиугольниках могут быть изображены предметы или инструменты, которые необходимы для данного специалиста. Ребенок выбирает нужные гексы, складывает пазл и объясняет свой выбор

При изучении/закреплении времен года и их признаков

2. Шестиугольники могут быть с ошибками. Дети должны проанализировать информацию, исправить ошибки в шестиугольнике либо вообще исключить его, соединить шестиугольники в пазл, устанавливая связи между ними.

3. На шестиугольниках могут быть изображены противоположные категории – дети объединяют данный материал в определенную категорию или по определенному признаку. Например, «Вредные и полезные продукты», «Зимующие и перелетные птицы», «Положительные и отрицательные эмоции», «Живая и неживая природа» и т. д. Дети классифицируют информацию и соединяют шестиугольники по признакам, устанавливая и объясняя связи между категориями.

4. На шестиугольниках могут быть изображены фрагменты сказок. Ребенок соединяют шестиугольники-картинки в коллаж и составляют по нему рассказ.

5. На шестиугольники можно поместить игры по финансовой грамотности, игры по математическому развитию. Ребенок в игровой форме изучает такие понятия, как бюджет, расход, доход. Закрепляет умение складывать и вычитать, определять больше – меньше, закреплять состав числа и т. д.

6. При помощи такого обучения можно упражняться по обучению грамоте, например, такие упражнения, как составь слово или определи первый звук, найди слова на заданный звук и т. д.

7. Использовать такое обучение могут и другие специалисты. Например, музыкальный руководитель – для изучения/закрепления музыкальных инструментов; учитель – логопед – для дифференциации звуков; педагог – психолог – для выражения эмоций и т. д.

8.

На начальном этапе работы даются готовые гексы, а в дальнейшем темы коллективно обсуждаются, разбираются различные версии и ребенок самостоятельно изображает усвоенный материал. Постепенно ребенок начинает проявлять творческую самостоятельность.

Для изготовления гексов не требуются особые способности: любой педагог в состоянии изготовить их сам, а в дальнейшем привлечь детей (рисуют гексы на заданную тему).

Использование шестиугольного обучения открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием шестиугольного обучения всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Желаем ВАМ успеха!

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности»Ассоциация педагогов ДОУ «Креативное мышление дошкольников как важный компонент функциональной грамотности» Современный мир постоянно меняется и что бы нам идти в ногу со временем, надо развивать креативное мышление. Если мы с вами будем креативно.

Консультация для родителей «Обучение общеразвивающим упражнениям» Консультация для родителей"Обучение общеразвивающим упражнениям"Для общеразвивающих упражнений с детьми раннего возраста часто используют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»
Опубликовано: 20 ноября 2024 в 16:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Автаева (УИ 53374) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД