Москалёва светлана
Консультация для родителей «Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста при помощью дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста при помощью дидактических игр
Актуальность темы. В ФГТ содержание образовательной области "Коммуникация" направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение конкретных задач, одной из которых является развитие всех компонентов устной речи детей и, в частности ее лексической стороны.
Публикация «Консультация для родителей „Активизация словаря детей старшего дошкольного возраста при помощью дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т. е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).
Проблема развития речи была и остаётся в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно. Исследования по разным проблемам развития речи в дошкольном детстве подтвердили необходимость изучение закономерностей и особенностей становления речи дошкольников и определили основные принципы содержания работы по развитию речи, обучению языку.
Особый вклад в решение проблем, связанных с развитием речи детей дошкольного возраста, внесли такие отечественные психологи и педагоги, как Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др. Методика развития связной речи, в том числе и словаря, дошкольников рассматриваются в работах М. М. Алексеевой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой и др.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.
Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.);
Закрепление и уточнение словаря понимание уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами;
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи.
В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.
Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. Развитие словаря осуществляется за счет слов, обозначающих предметы ближайшего окружения, действия с ними, а также отдельные их признаки. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов. Индивидуальные различия в словаре наблюдаются и в эти возрастные периоды.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьёвой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.
Содержание словарной работы в дошкольном возрасте, прежде всего, определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас.
Словарная работа связана со всей воспитательной работой дошкольного учреждения. Ее содержание определяется на основе анализа общей программы развития и воспитания детей : это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности.
Ведущей задачей словарной работы в старшем дошкольном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и умственного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.
В дошкольные годы закладываются основы всесторонне развитой личности, способной активно осуществлять задачи обновления и дальнейшего созидания нашего общества. Особое внимание на современном этапе развития должно быть обращено на поиск и разработку таких методов воспитания, которые способствовали бы целостному воспитательному воздействию на ребенка в процессе формирования его личности.
Таким методом является игра – основной, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Большой интерес представляют взгляды на игру Е. И. Тихеевой, которая рассматривает игру как одну из форм организации педагогического процесса в детском саду и вместе с тем как одно из важнейших средств воспитательного воздействия на ребенка.
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большая роль в обогащении и активизации словаря принадлежит дидактической игре. Ее характером определяются речевые функции, содержания и средства общения.
Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры, стимулирует развитие словообразований у детей. В развитии речи огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками.
В словесных играх дети учатся описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, учатся мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют. Основные требования всех видов игр по развитию речи дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.
В старшем дошкольном возрасте, с помощью дидактических игр продолжается обогащение, уточнение и активизация словаря. Большое внимание в игре следует уделять развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например, такие игры, как «Назови одним словом» или «Назови три предмета». Нахождение слов с противоположным смыслом (антонимы, сходных по звучанию (синонимы, является задачей многих словесных игр.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, группировать предметы различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях.
Осуществляя работу по активизации словаря, педагоги ДОУ эффективно используют дидактические игры : «Чудесный мешочек», «Кто увидит и назовет больше?», «Краски», «Что изменилось» и другие.
Наиболее сложны словесные игры : они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждение других, замечать логические ошибки.
Словесные игры проводятся преимущественно в старших группах и очень важны для подготовки детей к школе, так как требуют, и, следовательно, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.
Для активизации словаря детей старшего дошкольного возраста широко используются словесные игры. Например, «Скажи наоборот», «Краски», «Садовник», «Белого и черного не называть», «да - нет», «Продолжай дальше». Содержанием такого продолжения может быть называние различных частей или качеств одного предмета или называние предметов, входящих в родовое обобщение, и т. п.
Реализуя задачи словарной работы, педагоги ДОУ используют дидактические игры с наглядным материалом, которые позволяют совершенствовать и активизировать у дошкольников активный и пассивный словарь.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх совершенствуются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, необходимых людям в различных видах их деятельности, которую дети отражают в своих играх.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей, в ходе которого педагог решает задачи словарной работы с дошкольниками. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различные и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.
Вывод. Таким образом, в дошкольных учреждениях для решения словарной задачи педагоги эффективно используют дидактические игры с наглядным материалом, в ходе которых происходит обогащение, закрепление и активизация словаря дошкольников.
Список использованных источников
1. Алексеева, М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : [Текст] Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с
2. Алексеева, М. М. Методика развития речи дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2006. – 290с.
3. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] // Умственное воспитание дошкольника / В. Н. Аванесова; под. ред. Н. Н. Поддьякова. – М. : Просвещение, 1972. – С. 67-75
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко – 2 е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с.
5. Бондаренко, А. К. Словесные игры в детском саду [Текст] / А. К. Бондаренко. - М. : Просвещение, 1974. – 96с.