Наталья Невердовская
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Гендерное воспитание д етей
В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место выдвигается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Установлено, что именно в период дошкольного детства у всех детей, живущих в разных странах мира, происходит принятие гендерной роли :
Темочки:
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать кто они- мальчик или девочка и обозначают себя соответствующим образом;
- в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость : детям становится понятно, что гендер не изменяется : мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляют с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – среда. У девочек больше развито слуховое, а у мальчиков – зрительное восприятие и многое другое. Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.
В большинстве случаев мальчики ментально созревают позднее девочек. Их гендерным воспитанием следует заняться значительно раньше.
Почему нужно использовать гендерный подход? Маленькие дети не осознают в полной мере свою принадлежность к определенному полу. Они знают лишь то, что существуют мальчики и девочки. Отличие между полами, по мнению детей, заключается во внешнем виде. Малышам неизвестно, что мальчики и девочки должны вести себя по-разному.
Гендерное воспитание – одна из важнейших задач, стоящих перед родителями и воспитателями в детских садах. Малыши должны ассоциировать себя с конкретным полом. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста дает следующие преимущества:
- крохи начинают понимать, что принадлежат к тому или иному полу;
- у малышей формируется чувство толерантности по отношению к другим;
- крохи узнают о правилах поведения, которые характерны для представителей обоих полов, начинают следовать им.
При правильном методе воспитания родители смогут :
1. Сформировать у ребенка правильное отношение к противоположному полу. Девочки часто считают мальчиков хулиганами. Мальчики же уверены в том, что все девочки — плаксы. Благодаря хорошему воспитанию ребенок сможет понять, что представитель противоположного пола не лучше и не хуже его самого. Он просто по-другому устроен.
2. Подготовить детей к семейной жизни. Показать ребенку, какой должна быть настоящая семья, родители могут только своим собственным примером. Если папа и мама ссорятся в присутствии детей, или их поведение нарушает морально-нравственные нормы, словесные убеждения не достигнут цели. Ради счастливого будущего сына или дочери мама и папа должны начать следить за своим поведением. Не следует выяснять отношения в присутствии детей.
3. Научить ребенка общению не только с противоположным полом. Правильное воспитание поможет малышу строить отношения, основанные на взаимоуважении и доверии с лицами любого пола и возраста.
Ребенок — это уникальная личность со своими собственными характеристиками. Иногда, изначально заложенные в нем предрасположенности оказываются сильнее воспитания. Мальчик, который несколько лет ходил в секцию каратэ, оказывается романтиком, отдающим предпочтение лирическим стихам. Девочка, которой с детства прививали любовь к живописи и музыке, мечтает о службе в армии. Родителям необходимо не просто «лепить» из ребенка то, что им нужно. Важно учитывать особенности развития и вкусы маленького человека.
Если в семье растет дочка
- внушайте малышке, что она неповторима и уникальна, ни в коем случае не занижайте её самооценку;
- акцентируйте своё внимание на внешности девочки, восхищайтесь её красотой (желательно, чтобы лестные слова говорил отец, ведь благодаря этому девочка поймет, как должен вести себя настоящий мужчина);
- привлекайте малышку к выполнению добрых дел, у ребенка сформируются такие личностные качества, как отзывчивость, трудолюбие, щедрость, жалостливость;
- чаще разговаривайте с дочкой, делитесь секретами, подходящие темы для бесед: «Девочки – будущие мамы», «Девочки – маленькие принцессы», «Девочки – будущие хранительницы домашнего очага».
- в воспитании помогают сказки. Благодаря этим произведениям у детей формируется любовь к ближним. Сказки учат быть справедливыми, добрыми и послушными. Кроме этого, из них девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.
Не забывайте о том, что главная составляющая хорошего воспитания – это семья. Девочка должна видеть, что близкие люди относятся друг к другу с любовью и уважением. Малышка в будущем будет стремиться воссоздать такую же положительную атмосферу в своей семье.
Большое значение в гендерном воспитании принадлежит играм. В них девочки осваивают роль женщины, матери. Именно поэтому у малышек должны быть куклы, коляски и прочие игрушки в достаточном количестве.
Игры для девочек:
1.«Дом моды». Пусть девочка примеряет свои платья, сочетает вещи, красиво ходит по комнате, представляя себя на подиуме. Игра учит правильно подавать себя, способствует развитию творческих способностей и выработке правильной осанки, формирует чувство меры и вкус.
2.«Салон красоты». Мама и дочка могут посоревноваться в том, кто из них будет самой привлекательной. Игра формирует у девочки такие качества, как женственность, опрятность, вызывает желание быть красивой и постоянно следить за своим внешним видом.
3.«Маленькая хозяюшка». В этой игре маме стоит посоревноваться со своей дочкой в кулинарных способностях, знании рецептов, умении сервировать стол и принимать гостей.
4. Игры с куклами. Пусть девочка заботится о своей игрушке, одевает, лечит и кормит её. Подобные игры с куклами воспитывают чувства ответственности и сопереживания, развивают желание ухаживать и помогать людям, которые в этом нуждаются.
Не забывайте о том, что главная составляющая хорошего воспитания – это семья. Девочка должна видеть, что близкие люди относятся друг к другу с любовью и уважением. Малышка в будущем будет стремиться воссоздать такую же положительную атмосферу в своей семье.
Если в семье растет сын
Чтобы вырастить из ребенка настоящего мужчину, прислушайтесь к следующим рекомендациям:
- давайте мальчику «серьезные» задания, хвалите его за любые достижения, поощряйте желание выполнять домашнюю работу (малыш будет чувствовать себя полноценным членом семьи, поймет, что в нём нуждаются близкие);
- предоставляйте ребенку право самостоятельно принимать решения, интересуйтесь его мнением и разговаривайте с ним так, как будто беседуете с взрослым человеком;
- чаще давайте сыну инициативу, поддерживайте его активность, ведь эта черта важна для всех мальчиков;
- чаще разрешайте ребенку общаться со своими сверстниками или запишите его в какую-нибудь секцию, ощущение принадлежности к группе положительно скажется на развитии самооценки;
- разговаривайте с ребенком на важные темы, например, «Мальчики – маленькие рыцари», «Мальчики – будущие папы», «Мальчики – защитники детей, женщин и стариков», «Мальчики – юные умельцы»;
- не взваливайте на детские плечи все домашние дела, не лишайте своего сына детства, не ругайте его за слезы.
Вот несколько полезных игр для мальчиков:
1.«Автозавод». Пусть ребенок сделает большую машину, используя конструктор. Затем дайте ребенку «тяжелое» задание: перевезти детали в другое место, где изготавливают транспорт. Игра развивает творческое воображение, воспитывает положительное отношение к рабочим профессиям.
2.«Рыцарский турнир». Посоревнуйтесь с ребенком в сноровке, ловкости, силе, смекалке, галантности, остроумии. Придумайте подходящие задания, например, прохождение по лабиринту, перетягивание каната, отгадывание головоломок и др.
3. Инсценировка по сюжету произведения. Предложите ребенку сыграть какого-либо сказочного героя, имеющего положительные личностные качества (например, решительность, мужественность). Благодаря инсценировке мальчик поймет, как должен вести себя настоящий мужчина.
В наши дни семья по-прежнему остается важнейшим институтом социализации дошкольников, ей принадлежит ведущая роль в личностном развитии детей. В семье ребенок душой и телом отдыхает от образовательного учреждения, где его личность тонет в массе других личностей. Сердечность семейных отношений дают им ту опору, которая на многие дальнейшие годы определит характерные особенности их личности.