Дронова Татьяна Николаевна
Консультация для родителей по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста
Общение ребенка с окружающими людьми является решающим фактором его общего психического развития. При правильной педагогической работе у малыша появляется устойчивая потребность в общении, овладение речью становится для него настоятельной необходимостью. Однако речь двухлетнего ребенка крайне несовершенна. В звуковом отношении у большинства детей она нечетка, в целом характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся совсем или произносятся неверно. Характерно малое количество глаголов, прилагательных, наречий; часто недавно усвоенное новое слово малыш заменяет привычным для него высказыванием ситуативного характера («Там лежит»; «Вот какой» и т. п.).
Публикация «Консультация для родителей по развитию речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
Грамматическая связь между словами нередко отсутствует, нет предлогов, не
используются союзы.
Вместе с тем активная речь ребенка, достигшего двух лет, уже насчитывает
двести — триста слов. Начинают появляться существительные с
уменьшительно-ласкательными суффиксами, форма множественного числа
существительных. Глагол используется в настоящем, прошедшем и будущем
временах, в 1-м лице. Встречаются также двух- и трехсложные предложения.
Появляются сложные предложения с несколькими разновидностями
смысловых взаимоотношений между их составными частями. Интонационно
оформляется вопросительное предложение (в основном без вопросительного
слова).
На занятиях по развитию речи решаются специальные речевые, языковые
задачи. Занятие обычно бывает посвящено двум-трем задачам, одна из
которых является главной. Содержание занятия представляет собой
смысловое единство логически связанных частей — упражнений. Это дает
возможность педагогу построить связный диалог с воспитанниками, а детям
облегчает восприятие материала. На занятиях широко используются игровые
приемы, предусматриваются физкультурные паузы.
Занятия проводят один раз в неделю (длительность — до 15 мин). Учитывая
уровень речевой активности детей, их распределяют на подгруппы, состав
которых в течение года может изменяться.
Воспитание звуковой культуры речи. На третьем году жизни у ребенка
возрастает внимание к звуковой стороне речи, что оказывает существенное
влияние на развитие его произносительных навыков. Педагог тщательно
анализирует индивидуальные особенности воспитанников, трудности,
которые они испытывают. Необходимо следить за тем, чтобы речь детей
была внятной, неторопливой и достаточно громкой. Следует обращать
внимание детей на четкость произнесения звуков, слов и фраз, темп речи,
высоту и силу голоса. Нецелесообразно делать ребенку замечания — лучше
похвалить малыша, а затем попросить повторить сказанное еще раз
(погромче, не торопясь и т. д.). Хорошим образцом для подражания служит
четкая, чуть замедленная речь воспитателя.
Подготовительные упражнения для развития речевого дыхания можно
проводить на занятиях (во время физкультминуток) и на речевой гимнастике.
Упражнения носят игровой характер. Например, детям предлагают подуть на
комочки ваты — «летят снежинки» и т. п. При этом воспитатель следит,
чтобы дети делали относительно плавный и продолжительный выдох (через
рот)1. Можно предлагать детям и более сложные задания: произносить на
одном выдохе звукоподражания, имеющие разную ритмическую структуру:
ууу, би-би, и-го-го, а-ууу.
На третьем году жизни ребенок начинает овладевать произношением
трудных для него звуков — свистящих (с, з, ц, шипящих (ш, х, ч, щ,
сонорных (л, р, но еще довольно редко воспроизводит их правильно в
составе слова. Даже произношение звуков, усвоенных ранее (и, б, м и др., а
также и нередко гласных в составе слова, отличается неустойчивостью.
Поэтому навыки произношения следует формировать не столько на
изолированных звуках, сколько на звуках в составе слога, слова. Для таких
упражнений используются звукоподражания разной степени сложности — из
одного продолжительного звука: ааа, ууу, ооо, иии; из одинаковых слогов: аа-а, у-у-у, о-о-о, би-би, бе-бе, бай-бай, пи-пи, му-му, ме-ме, мяу-мяу, но-но,
ду-ду-ду, тук-тук, топ-топ, кис-кис, ква-ква; из разных слогов: а-у, у-а, и-гого, тик-так, кудах-тах-тах.
Используя игровые приемы, воспитатель сосредоточивает внимание детей на
звучании звукоподражаний при произнесении их с разной громкостью
(самолет летит высоко, его едва слышно — ууу; паровоз подошел близко,
гудит громко — ууу, в разном темпе (медвежонок бежит быстро — топ-топтоп, а мама-медведица идет не спеша — топ, топ, топ, с разной высотой
голоса (цыплята пищат— пи-пи-пи, курица зовет их к себе — ко-ко-ко).
Обращая внимание детей на то, как по-разному звучат звукоподражания
(«Животные говорят по-разному: корова мычит му-му, кошка мяукает мяу-
мяу», воспитатель стремится к тому, чтобы дети не только четко
артикулировали звуки, но и воспроизводили соответствующую интонацию,
ритмический рисунок речи.
Сформировать у детей внимание к звуковой стороне речи важно не только
для овладения ребенком правильным произношением и интонационной
выразительностью. Постижение звуковой формы тесно связано с усвоением
лексики и грамматики.
Словарная работа. Расширение словаря происходит на всех занятиях.
Активный словарь особенно интенсивно формируется на занятиях по
художественно-речевой деятельности и по ознакомлению с окружающим.
Однако речевые занятия имеют свои особые словарные задачи, которые
направлены на развитие у ребенка навыков обобщения с помощью слова.
Основной методический прием, направленный на активизацию пассивного
словаря,— вопросы. Вопросы должны быть такими, чтобы, отвечая на них,
ребенок использовал различные части речи.
На третьем году жизни ребенок начинает употреблять форму множественного числа существительных. Близкие по звучанию формы единственного и множественного числа (ложка — ложки) дети различают
благодаря совершенствованию фонематического слуха и развитию
представлений о совокупности предметов.
Развитие связной речи. На занятиях осуществляется целенаправленное
развитие у детей навыков речевого общения. В дошкольном возрасте ребенку
предстоит овладеть двумя видами устной речи — сначала диалогической, а
со временем (в старших группах) — и монологической. Детей учат
наблюдать, рассматривать, выделять в предметах и явлениях наиболее
существенное, устанавливать отношения между ними, обозначать их словом.
Для ребенка этого возраста доступна простая форма диалогическрй речи —
ответы на вопросы, которая является подготовительным этапом,
способствующим развитию навыков связного высказывания (а позже
становлению монологической речи).
У ребенка двух лет еще слабо развита способность к обобщению.
Закреплению слова в активном словаре, установлению более прочной связи
между словом и обозначаемым им объектом способствуют различные
условия предъявления предмета (мяч — игрушка и мяч — предметная
картинка, использование одноименных предметов, отличающихся друг от
друга по цвету (мяч синий и мяч красный, величине (мяч большой и мяч
маленький) и др., включение слова в разные речевые контексты (мяч лежит
на коврике;Саша держит мяч и т. п.).
Вопросы о предметах могут быть простыми: «Кто это? Что это?» (кошка,
стол) и более сложными: «Кто бежит?» (собака); «На чем спит кошка?» (на
коврике).
Ответы на вопрос: «Что делает (делал?» — часто затрудняют малышей,
особенно при рассматривании картины, на которой отображено состояние
(стоит, сидит, лежит и т. п.).