МААМ-картинки

Консультация для родителей «Щеки, губы и язык»

Григорьевна Ирина
Консультация для родителей «Щеки, губы и язык»
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Для мам и бабушек.

ЩЁКИ, ГУБЫ И ЯЗЫК.

Ребёнок плохо говорит? Не страшно, ещё разговориться, считают многие. Ведь дислалия – нарушение произношения и употребление звуков речи встречается почти у половины детей 5 - 6 лет и не связана с органическим повреждением центральной нервной системы или органов слуха. Однако такое отношение неправильно, а порой и вредно: дислалия со временем может стать причиной возникновения дислексии (нарушение навыка чтения) и дисграфии (расстройства процесса письма). Поэтому принимать меры нужно обязательно!

Что влияет на речь?

Публикация «Консультация для родителей „Щеки, губы и язык“» размещена в разделах

Дислалия бывает двух видов:

Механическая (органическая). Обусловлена анатомическими врождёнными или приобретёнными дефектами строения органов речи – неправильное расположение зубов, дефекты прикуса, патологические размер или форма языка, неправильное строение нёба, укороченная подъязычная уздечка (распространённая патология, дефекты губ.

Функциональная. Поражений органов речи нет, но ребёнок искажает звуки. Виноваты биологические факторы – общая мышечная слабость на фоне заболеваний, лёгкая мозговая дисфункция, повлёкшая задержку психического развития, запоздание появления речи, нарушение звукового восприятия, тугоухость в период становления речи.

Большую роль играет способ питания: если ребёнка долго кормить перетёртой пищей, намеренно избегая твёрдых кусочков, у него будет недоразвита жевательная функция и недостаточно укреплены мышцы языка, что затем неблагоприятно скажется на произношение ряда звуков. Очень важны и социальные факторы ограничения речевых контактов с ребёнком, речевые ошибки окружающих. Так же на распространённость недоразвития речи сегодня заметно влияет ранняя теле – и компьютерная зависимость.

Сам себе логопед.

Доступным и эффективным методом профилактики любой дислалии является артикуляционная гимнастика, которую стоит начинать делать, не дожидаясь нарушения речи. Если с 1,5 – 2 лет уделять ей всего 5 минут в день, к 4 – 6 годам большинству родителей не придётся обращаться за помощью к логопеду. Для органов артикуляционная гимнастика важна не менее, чем для рук и для ног. Регулярные тренировки хорошо растягивают короткую подъязычную уздечку и часто приводят к нормализации этого дефекта, устраняя необходимость в операции. Упражнения укрепляют мышцы языка, вырабатывают умение владеть им, подготавливая к правильному произношению звуков речи.

Гимнастика включает упражнения для щёк, губ и языка. Динамические упражнения (ДУ) основаны на повторении одной позиции 6 – 8 раз, статистические (СУ) – на удержании её несколько секунд, для малышей естественно делать упражнения в игровой форме во время прогулки, в транспорте, в очереди, за обедом.

Упражнения для языка :

• Блинчик / Лопатка – широкий расслабленный язык спокойно лежит на нижней губе (СУ).

• Иголочка – рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперёд (СУ).

• Горка – рот открыт, зубы обнажены, кончик языка упёрт в нижние резцы, а сам язык выгнут дугой (СУ).

• Лошадка – поцокивание языком по нёбу, при этом рот должен быть открыт, а нижняя челюсть оставаться неподвижной (ДУ).

• Грибок – распластанный язык прижат к нёбу (СУ).

• Орешки – узкий язык по очереди упирается в щёки (ДУ).

• Маляр – широкий язык гладит нёбо от передних зубов (ДУ).

• Часики – язык передвигается попеременно к правому и левому уголкам губ, нижняя челюсть неподвижна (ДУ).

• Дятел / Барабанщик – рот широко раскрыт, губы растянуты, как в улыбке, кончик языка постукивает по нё бу прямо над верхними зубами со звукам: «д – д – д – д». Важно следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть была неподвижна (ДУ).

• Гармошка – рот раскрыт, язык плотно прижат к нёбу, нижняя челюсть сильно оттягивается вниз. Следить, чтобы язык не отрывался от нёба (ДУ).

Язык попеременно тянется вверх к носу и вниз к подбородку (ДУ).

Язык «чистит» верхние и нижние зубы (ДУ).

• Поворот головы вправо, язык одновременно высунут влево, затем наоборот – голова влево, язык вправо (ДУ).

• Широкий язык облизывает верхнюю губу сверху вниз (ДУ).

• Рот закрыт, язык совершает круговые движения по внутренней поверхности губ и щёк в одну, затем в другую сторону (ДУ).

Упражнения для губ:

• Улыбка – губы растянуты, как в улыбке (можно издавать звук «и – и – и, зубы сомкнуты (СУ).

• Трубочка – губы вытянуты вперёд, можно со звуком «у – у – у» (СУ).

• Чередование Улыбки и Трубочки со звуками «иу – иу – иу» (ДУ). Вариант: улыбаться без звука, а при вытягивании губ издавать свист.

• Окошко – рот открывается, зубы размыкаются (ДУ). Можно это делать и в игровой форме, показывая, как волк стучит зубами.

• Ниточка – рот закрыт, губы с силой сжаты (СУ). Следить за тем, чтобы губы были симметричны друг другу, а зубы не выпячивались.

«ТПР!» - имитация звука расслабленными губами на выдохе (ДУ).

Упражнения для щёк.

• Шарик – щёки одновременно надуты, затем сдуты.

• Щёки надуты по очереди.

Не обязательно ограничиваться только приведёнными упражнениями, можно придумать свои или превратить в полезные занятия обычные действия – например, облизывать выпуклую и вогнутую поверхности ложек разной величины, намазанные чем – то вкусным, либо слизывать варенье с тарелки всей поверхностью языка. Также можно подобрать весёлые логические сказки и стишки, и превратить их в чтение в увлекательную игру.

Следует уделять внимание и развитию речевого дыхания. Малыша нужно учить дуть ртом и выдыхать носом, тренируясь на одуванчике, ватке, полосках бумаги, мыльных пузырях, свистульках

Вместе с артикуляционной гимнастикой стоит проводить пальчиковую, развивающую мелкую моторику. В головном мозге речевая область располагается рядом с двигательной, а на ладонях находятся рефлекторные точки, падающие импульсы в центральную нервную систему, поэтому упражнения для детских ручек и пальчиков, а также массаж положительно влияют на развитие речи у ребёнка.

Вестник ЗОЖ

№ 5 (619, март 2019

Алёна Артамонова,

логопед,

тренер – реабилитолог,

кандидат медицинских наук.

Публикации по теме:

Досуг в подготовительной группе «Живой язык» Вед1.:-Здравствуйте,дорогие ребята! В рамках недели «Живого языка» мы предлагаем вам принять участие в увлекательной викторине «Вопросы.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Консультация для родителей «Английский язык в детском саду» В настоящее время интерес к раннему изучению иностранного языка стал еще более значительным. В связи с возрастающей учебной нагрузкой в.

Консультация для родителей «Иностранный язык с пеленок» Скорость жизни, условия жизни и многие другие факторы приводят к тому, что развитие современного поколения детей происходит намного быстрее,.

Консультация для родителей «Психогимнастика — язык тела»Консультация для родителей «Психогимнастика — язык тела» Очень полезным инструментом в преодолении детской неуверенности, страхов, агрессии может стать психогимнастика Психогимнастика – это специальные.

Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.

НОД в средней группе «Язык жестов и движений» Цель: Дать детям начальные знания о культуре жеста, возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки,.

Предметно-пространственная развивающая среда. Английский языкПредметно-пространственная развивающая среда. Английский язык В соответствии с ФГОС ДО развивающая среда представляет собой хорошо оборудованное пространство. Кабинет английского языка (ЛФК) оснащён:.

Презентация для 2 класса «Русский язык. Повторение» В презентации представлены материалы для повторения таких правил, как: 1)Правильное написание имен собственных, 2)Правила переноса слов,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Щеки, губы и язык»
Опубликовано: 11 января 2023 в 13:35
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Щеки, губы и язык»» (включая файлы) размещена пользователем Григорьевна Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД