Старцева Надежда
Консультация для родителей «Особенности воспитания и обучения ребёнка с задержкой психического развития»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности воспитания и обучения ребёнка с задержкой психического развития
Цель консультации : формирование у родителей понятия о задержке психического развития; содействие родителям в обучении и воспитании детей с ЗПР.
Задачи:
Публикация «Консультация для родителей „Особенности воспитания и обучения ребёнка с задержкой психического развития“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
1. определение и уточнение особенностей развития ребёнка с данным диагнозом;
2. оказание помощи родителям в вопросах обучения и воспитания детей с ЗПР;
3. формирование представлений о методах работы с детьми с ЗПР.
План консультации :
1. Понятие «Задержка психического развития». Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
2. Особенности обучения и воспитания детей с задержкой психического развития.
3. Картотека игр на развитие познавательных процессов.
Содержание
1. Понятие о ЗПР…4
2. Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР….8
3. Картотека игр…10
Используемая литература…. 13
Рекомендуемая литература….14
1. Понятие о ЗПР.
Эти три зловещие буквы есть не что иное, как задержка психического развития. Звучит не слишком приятно, правда? К сожалению, сегодня в медицинской карте ребенка нередко можно встретить такой диагноз.
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. Между тем, диагноз ЗПР настолько популярен среди врачей, что некоторые из них, основываясь на минимальном количестве информации и полагаясь на свое профессиональное чутье, с неоправданной легкостью ставят под ним свой автограф, часто не задумываясь о последствиях. И этого факта уже вполне достаточно для того, чтобы познакомиться с проблемой ЗПР поближе.
Что страдает
ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики. Нужно также отметить, что у каждого отдельно взятого ребенка ЗПР может проявляться по-разному и отличаться и по времени, и по степени проявления. Но, несмотря на это, мы можем попытаться выделить круг особенностей развития, характерных для большинства детей с ЗПР.
Наиболее ярким признаком ЗПР исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений (нарушение внимания + повышенная двигательная и речевая активность, не осложненный никакими другими проявлениями, в настоящее время обозначают термином "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Например, ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Если говорить об особенностях памяти у детей с ЗПР, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. Кроме того, установлено, что после курса специального обучения различным техникам запоминания показатели ребят с ЗПР улучшались даже по сравнению с нормально развивающимися детьми.
ЗПР нередко сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ЗПР и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи - нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, которые, однако, требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.
Кто эти дети
Ответы специалистов на вопрос, каких детей следует причислять к группе с ЗПР, тоже весьма неоднозначны. Условно, их можно разделить на два лагеря.
Первые придерживаются гуманистических взглядов, считая, что основные причины ЗПР носят прежде всего социально-педагогический характер (неблагополучная обстановка в семье, недостаток общения и культурного развития, тяжелые условия жизни). Дети с ЗПР определяются как неприспособленные, труднообучаемые, педагогически запущенные. Такой взгляд на проблему преобладает в западной психологии, а последнее время он получил широкое распространение и у нас. Многие исследователи приводят данные о том, что легкие формы интеллектуального недоразвития имеют тенденцию к концентрации в определенных социальных слоях, где родители имеют интеллектуальный уровень ниже среднестатистического. Отмечено, что наследственные факторы играют значительную роль в генезе недоразвития интеллектуальных функций.
Другие авторы связывают отставание в развитии с легкими органическими поражениями мозга, полученными в период беременности или родов, и относят сюда детей с минимальной мозговой дисфункцией.
Наверное, правильнее всего учитывать и те, и другие факторы.
Так, в качестве причин, приводящих к задержкам психического развития, отечественные специалисты М. С. Певзнер и Т. А. Власова выделяют следующие.
Неблагоприятное течение беременности:
• болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
• хронические заболевания матери (порок сердца, диабет, заболевания щитовидной железы);
• токсикозы, особенно второй половины беременности;
• токсоплазмоз;
• интоксикации организма матери вследствие употребления алкоголя, никотина, наркотиков, химических и лекарственных препаратов, гормонов;
• несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору.
Патология родов:
• травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения (например, наложении щипцов);
• асфиксия новорожденных и ее угроза.
Социальные факторы:
• педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком как на ранних этапах развития (до трех лет, так и в более поздние возрастные этапы.
2. Особенности обучения и воспитания детей с ЗПР
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР). Каждый второй хронически неуспевающий ребёнок имеет ЗПР.
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. Неспособность к устойчивой целенаправленной деятельности, преобладание игровых интересов и игровой мотивации, неустойчивость и выраженные трудности при переключении и распределении внимания, неспособность к умственному усилию и напряжению при выполнении серьёзных школьных заданий, недоразвитие произвольных видов деятельности быстро приводят к школьной неуспеваемости у таких детей по одному или нескольким предметам.
Внимательное изучение учащихся с ЗПР показывает, что в основе школьных трудностей этих детей лежит не интеллектуальная недостаточность, а нарушение их умственной работоспособности. Это может проявляться в трудностях длительного сосредоточивания на интеллектуально-познавательных заданиях, в малой продуктивности деятельности во время занятий, в излишней импульсивности или суетливости у одних детей и тормозимости, медлительности – у других, в замедлении общего темпа деятельности. В нарушениях переключения и распределения внимания. У детей с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – качественно иная структура дефекта. В структуре нарушения при ЗПР – нет тотальности в недоразвитии всех высших психических функций, имеется фонд сохранных функций. Поэтому дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых – лучше воспринимают помощь взрослых и могут осуществить перенос показанных способов и приёмов умственных действий на новое, аналогичное задание.
Детям с ЗПР целесообразно оказывать комплексную психолого-педагогическую помощь, включающую индивидуальный подход учителя при обучении, индивидуальные занятия с сурдопедагогом, психологом в сочетании с медикаментозной терапией по индивидуальным показаниям. При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и школьная неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.
Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот, скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешкам со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без педагогической помощи выйти не может.
Клинические и психологические исследования, проведённые Т. А. Власовой, М. С. Певзнер, К. С. Лебединской и др., позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития : конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органического происхождения.
4. Картотека игр на развитие познавательных процессов.
«ПОДБЕРИ СЛОВО»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход:
Педагог говорит ребёнку определение, к которому надо подобрать как можно больше подходящих слов таким образом, чтобы получилось словосочетание. Например: трудный (день, урок, возраст).
Вкусный Музыкальный Богатый
Храбрый Солнечный Речной
Ленивый Щедрый Звонкий
Шоколадный Красивый Художественный
«ВРЕМЕНА ГОДА»
Цель: развитие словесно-логического мышления, умения соотносить признаки явления с конкретным явлением.
Оборудование: картинки с изображением явлений природы в разные времена года.
Ход:
Педагог зачитывает детям приметы разных времён года и просит выбрать те, которые соответствуют зиме, весне, лету и осени.
Времена года Признаки времён года
Зима Лужи, слякоть, листопад
Весна Земляника, жара, каникулы
Лето Подснежники, почки на деревьях
Осень Мороз, Новый год, сосульки
«КТО РАБОТАЕТ В ЦИРКЕ» 5-7 лет.
Цель: развитие внимания, наблюдательности, активизация долговременной памяти.
Ход:
Педагог даё т детям следующую инструкцию: «ребята, все вы, конечно, хотя бы раз бывали в цирке, смотрели выступления артистов, видели акробатов, жонглёров, дрессированных животных, клоунов. Сейчас я буду называть разные слова, а вы должны будете захлопать в ладоши только в том случае, если услышите слова, имеющие отношение к работе цирка».
Слова для игры: карусель, буфет, тигры, тетрадь, клоуны, гимнасты, кровать, акробаты, фокусники, канатоходцы, обезьянки, карандаш, дрессировщик, воробей, жонглёр.
«ДЕРЕВЬЯ, РАСТЕНИЯ, НАСЕКОМЫЕ»
Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.
Ход:
Дети сидят в кругу. Педагог объясняет правила игры: «если я скажу слово «деревья», вы должны поднять руки вверх, если слово «растение» - опустить вниз, если слово «насекомые» - раскинуть руки с в стороны и взмахнуть, как бабочка крылышками. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».
«ШЕРЛОК ХОЛМС И ДОКТОР ВАТСОН»
Цель: развитие зрительной памяти, внимания.
Оборудование: различные предметы, например школьные принадлежности.
Ход:
Дети разбиваются по парам. Один становится Шерлоком Холмсом, другой – доктором Ватсоном. Доктор Ватсон раскладывает на столике перед Шерлоком Холмсом различные предметы, тот в течении нескольких секунд рассматривает их, затем закрывает глаза и перечисляет то, что ему удалось запомнить.
Можно усложнить задание, если убрать несколько предметов и попросить Шерлока Холмса определить, что исчезло со столика.
По ходу игры можно меняться ролями.
«ДОБАВЬ СЛОВО»
Цель: развитие слуховой памяти.
Ход.
Игра проводится с группой детей. Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо свое. Третий игрок повторяет уже два слова и называет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.
Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.
«ЗАКОНЧИ РАССКАЗ…»
Цель: развитие словесной фантазии, логического мышления, оценка морально-этических взглядов ребёнка.
Ход:
Логопед предлагает ребёнку закончить рассказ.
Первый вариант. Дети играли в мяч и случайно разбили окно в соседнем доме. Все ребята убежали, а Вася остался. Тут на крыльцо вышел сосед и спросил…
Второй вариант. Уходя в магазин, мама предупредила: «Никому не открывай дверь!». Сразу после её ухода в дверь позвонили, Витя…
Третий вариант. Лиза принесла в детский сад новую нарядную куклу. Все дети восхищались куклой. Но после обеда кукла исчезла, дети и воспитатели долго е искали, как вдруг Лиза заметила куклу в сумке своей лучшей подруги Маши. Лиза…
Используемая литература:
1. Гонеев А. Д. Основы коррекционной педагогики. / Под. ред. Сластенина. - М., 1999.
2. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. - М., 2003.
3. Методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ЗПР. / Под. ред. С. Г. Ш Марковская И. Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) - М., 1995.
4. Марковская И. Ф. Клинико-катамнестический анализ задержки развития соматогенного генеза // Дефектология. - 1993. - № 1.
5. Марковская И. Ф. Клинико-нейропсихологические основы диагностики и коррекции ЗПР у детей // Клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психического развития у детей. - М., 1991.
6. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития : Пособие для психологлв и педагогов. - М. : Владос, 2003. - 128 с. евченко. - М., 2004.
Рекомендуемая литература
1. Королевская Н. Г. "Особая семья" - "особенный ребенок" : книга для родителей детей с отклонениями в развитии. /Под ред. С. П. Евсеева. - М., 2003. - с. 229.
2. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) : Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
3. Методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса с детьми с ЗПР. / Под. ред. С. Г. Шевченко. - М., 2004.
4. Ткачева В. В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии. /Дефектология. - 1999. - №3. - с. 30.
5. Никишина В. Б. Причинная обусловленности ЗПР у детей. - Ярославль, 2000.