ирина солдатенко
Консультация для родителей «Звуки [Ш] — [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [Ш] — [Ж]
Коррекционно-развивающие задачи.
1. Продолжать учить ребенка решать логические задачи. Развивать слу-ховое внимание и логическое мышление.
2. Учить слухо-произносительной дифференциации звуков [Ш] и [Ж].
3. Продолжать учить определять последовательность звуков в слове, со-вершенствовать навыки звуко-слогового анализа.
4. Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структу-ры.
5. Познакомить ребенка с правилом правописания ШИ, ЖИ.
6. Учить преобразовывать слова.
Публикация «Консультация для родителей „Звуки [Ш] — [Ж]“» размещена в разделах
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку послушать внимательно, подумать и решить следующие логические задачи:
— На Олином платье были нарисованы три яблока и две вишенки. Од-ну вишню и два яблока съели. Сколько осталось?
— Стоит в поле дуб. На дубе три ветки. На каждой ветке по три яблока. Сколько всего яблок?
— Пошли две девочки в лес за грибами, а навстречу два мальчика. Сколько всего детей идет в лес?
Задание 2. Дифференциация звуков [Ш] — [Ж].
Дидактическое упражнение «Узнай по описанию».
Взрослый просит ребенка отгадать описательные загадки и выполнить задания:
— Это предмет. Он нужен для рисования. Он может быть разным по цвету: простым или цветным (красным, синим, зеленым.). Назови это слово и последний звук в нем. (Карандаш.)
— Это животное жарких стран. Оно питается листьями деревьев, тра-вой. У него очень длинная шея. Назови все слово и первый звук в нем. (Жи-раф.)
Сравнить артикуляцию звуков [Ш] и [Ж] (найти общее и различие, об-ратив внимание на «работу горлышка», вспомнить характеристику звуков [Ш] и [Ж], обозначение.
Задание 3. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Ж]» :
ж, ш, ш, ж. ; жа, ша, шо, жо. ; Жора, шуба, кошка, ежик.
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот» :
ша-жа, шо. ; жу-шу, жи.
Повторить за взрослым серию слогов:
жа-жа-ша, ша-жа-жа, жа-ша-жа, ша-жа-ша, жа-ша-ша, ша-ша-жа.
Задание 4. Взрослый называет слово целиком, а ребенок называет его по слогам (упражнять в произнесении слов сложной слоговой структуры; объяснить ребенку значение незнакомых слов, составить с каждым словом предложение) :
дирижабль, кораблекрушение, пожарный, жеребенок, штукатур, дирижер, маршировать, шлагбаум, путешествие, дирижировать.
Задание 5. Закончить слово подходящим слогом:
ШИ (ЖИ) : каранда., клави., эта., вельмо., экипа., камы.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в них звуков [Ш] и [Ж]) :
машина, ежевика, кожура, крыжовник; камыши, пирожок, школьник, уши.
Задание 6. Разложить картинки на две стопки: предметы, в названии которых есть звук [Ш], и предметы, в названии которых есть звук [Ж].
Взрослый произносит слово целиком, а ребенок называет его по звукам :
жаба [ж а б а], шуба [ш у б а].
Заменить звук [Ш] на звук [Ж] в словах. Какие слова получились? При-думать с каждой парой слов предложения:
Шар — жар, шить —. , шаль —. , шитье —. , уши —. , Луша —. , машет —. , нашивка —.
Задание 7. Вспомнить загадки, чистоговорки на звуки [Ш] и [Ж] (см. темы №30, 31).
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звуки [Ш] и [Ж].
Задание 8. Дидактическое упражнение «Подари подарки Жене и Шу-ре» (вспомнить слова со звуками [Ш] и [Ж]).
В предложениях найти слова со звуками [Ш] и [Ж] :
Женя моет уши. У Шуры желтый жакет. Женя нашел ежика. Шу-ра и Жора идут в школу.
Задание 9. Выучить скороговорки:
У ежа — ежата, у ужа — ужата.
Шесть мышат в камышах шуршат.
Какие звуки часто в них слышатся?
Задание 10. Вспомнить буквы, которыми на письме обозначаются звуки [Ш] и [Ж].
Взрослый объясняет ребенку правило: «ЖИ и ШИ пиши с буквой И» и просит его запомнить.
Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки, запись каждо-го слова по памяти печатными буквами:
ужи — уши — Луша — лужа.
Чтение, списывание, запись предложений по памяти:
У Луши ужи. У Луши жук.