Галина Степанова
Консультация для родителей «Организация мини-музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Организация – мини музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры, воспитания эмоциональной культуры, воспитания эмоционально – действенного отношения, чувства сопричастности к своей Родине»
Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в
совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и
формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности,
приобщение к истокам национальной и религиозной культуры, природе
Публикация «Консультация для родителей „Организация мини-музеев в ДОУ как средство приобщения к истокам национальной культуры“» размещена в разделах
родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства
сопричастности, привязанности к окружающим.
В современных условиях жизни общества одним из центральных
направлений работы с подрастающим поколением становится
патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от
отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений —
одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание
культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему
необходимо с дошкольного возраста.
Сейчас возникает необходимость вернуться к лучшим традициям
нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род,
родство, Родина. Такую работу лучше проводить коллективом
единомышленников, который может решить эту задачу комплексно. Такой
коллектив и сложился в ДОУ. Работа строилась, систематизировано по
нескольким направлениям и включала в себя несколько этапов. В воспитании
дошкольников мы опираемся на молодую отрасль педагогической науки -
музейную педагогику, тесно связанную с такими дисциплинами, как
музееведение, искусствоведение, история, краеведение. Музейная педагогика
помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и
культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота.
Цели и задачи мини – музеев.
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Обогащение предметно – развивающей среды.
3. Обогащение воспитательно – образовательного пространства новыми
формами.
4. Формирование у дошкольников представлений о музее.
5. Расширение кругозора дошкольников.
6. Развитие позновательных способностей и познавательной деятельности.
7. Формирование проектно – исследовательских умений и навыков.
8. Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать
полученные умения и навыки.
9. Развитие творческого и логического мышления, воображения.
10. Формирование активной жизненной позиции.
Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он
— соавтор, Слово "музей" происходит от греческого слова museion и
латинского museum - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением
и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и
человеческого общества и представляющих историческую, научную или
художественную ценность.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции,
соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском
саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае
отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры
экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть
которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской
душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и
культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких
людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и
родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они
могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома
экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших,
пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не
только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять
творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и
дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы
воспитателя, детей и их семей.
В любом детском саду существует проблема свободных помещений.
Для расположения мини-музеев можно использовать различные части
групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и
т. п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в
интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок,
способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в
которую так важно для детской психики.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно
должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например,
музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей
создается мини-музей игрушек-забав.
Мини-музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами.
Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со
взрослыми.
Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:
1. Подготовительный этап
В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с
родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его
модель, выбирают место для размещения.
2. Практический этап.
Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в
группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят
экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа
воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по
своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они
считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся
экскурсоводами.
3. Подведение итого
Тематика мини-музеев может быть различной:
«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев,
взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей;
необходимость бережного отношения к природе;
«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты
использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества
детей и родителей;
«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак,
об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных,
глиняных, бумажных фигурок, о роли собак в жизни человека;
Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг,
воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о
разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;
«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие
внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие
игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке
существ);
«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными
местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу;
знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными
местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии
собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;
«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными
особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с
народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и
памятными местами; развитие речи; формирование представлений об
историческом времени, связи со своими предками;
«Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру
театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для
самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка
спектаклей, сочинение сценариев, сказок;
Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае,
дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как
менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели,
придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе,
выражать себя с помощью средств искусства;
Картинная галерея;
Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие
объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного
материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого
в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые
природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и
животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос,
перья;
«Воинской доблести и славы» и др.
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать
экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная
экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо
уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они
привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей
младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные
задачи:
Выявление творческих способностей детей;
расширение представлений о содержании музейной культуры;
развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного
возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных
и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий,
организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных
формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и
ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические
принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными
факторами, как развивающая направленность обучения, психологические
особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия.
Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует
систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях
систематической работы и методически правильной организации
педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать
обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо
велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру
музейных ценностей
Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и
их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными
каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство
гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Встреча с музеем в рамках деятельности дошкольного образовательного
учреждения становится радостной и незабываемой для детей и взрослых.