Фейзуллаева Тамила
Консультация для родителей «Вежливость — первая и самая приятная добродетель»
▼ Скачать + Заказать документы
“Вежливость – первая и самая приятная добродетель. ”
Английский естествоиспытатель и моралист Д. Леббокзаметил: «Для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Какие мудрые и верные слова и как часто мы не находим взаимопонимания с людьми, искренне стремясь к этому, только потому, что не можем подобрать нужных слов, не умеем вести себя адекватно ситуации… Формирование культуры речевого общения, с нашей точки зрения, важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.
Публикация «Консультация для родителей „Вежливость — первая и самая приятная добродетель“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Актуальность этой проблемы в наше время определяется и тем, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так что число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дополнительные занятия). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит, владеть основами культуры речи, что во многом зависит от создания доброжелательной, спокойной атмосферы общения.
В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми нередко наблюдаются конфликтные ситуации, определяемые авторитарным стилем поведением детей, их непониманием, как нужно вести себя в той или иной ситуации, какие слова найти, чтобы вызвать ответную благожелательную реакцию. Важную роль в формировании культуры речевого общения играет взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи. Поэтому одна из задач работы детского сада по этой проблеме – установить взаимосвязь между уровнем представлений о речевом этикете у детей и родителей.
Результаты исследований, проведенных во многих дошкольных учреждениях, свидетельствуют: в общении с детьми современные родители испытывают определенные трудности, а отсюда и серьезные недостатки в формировании речевого общения, речевого этикета.
Основные причины их состоят в следующем:
1. Родители в основном занимаются проблемами быта и материального обеспечения семьи и крайне мало внимания уделяют детям, общению с ними, почти не интересуются их внутренним миром, их жизнью в обществе сверстников.
2. Дети дома больше всего «общаются» с телевизором, компьютером, DVD и другой техникой, «выключены» из жизни родителей, а отсюда – всего шаг до взаимного непонимания в подростковом и более старшем возрасте.
3. Родители сами не владеют правилами речевого этикета или же весьма непоследовательны в своих воспитательных воздействиях, т. е. занимаются этим время от времени, не проверяют, придерживается ли ребенок норм речевого общения, не наказывают за грубость, невежливость и т. д. Стихийность воспитательной работы ведет к тому, что ребенок зачастую знает, как надо себя вести, но практически этому не следует.
4. Родители нередко в присутствии детей занимают педагогически неправильную позицию, принимая решения, противоположные решениям воспитателя, не соглашаясь с его критическими замечаниями в адрес ребенка.
Таким образом, родителям необходимо постоянно повышать уровень своих педагогических знаний по проблеме формирования речевого этикета. Вежливость не рождается сама собой. Ее воспитывают с раннего возраста в семье, в детском саду. Так, чтобы человек – будь то маленький или взрослый – дарим окружающим искреннюю улыбку. И кому, как не родителям, воспитателям решать эту повседневную, если хотите (образно говоря, ювелирную работу!
Советы родителям :
В старшем дошкольном возрасте уделяется особое внимание воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности.
Учите детей приветливо здороваться и прощаться со всеми взрослыми и сверстниками (теперь уже без напоминания взрослого, показывать заведующую, воспитателей, и других сотрудников по имени и отчеству. Закрепляйте умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить помощь. Приучайте детей с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего.
Значительное место отводите воспитанию у детей культуры речи: способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.
Прививайте детям навыки общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми,, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придерживать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.