Гузелия Давлетшина
Консультация для родителей «Роль сказок в экологическом воспитании детей раннего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
“Роль СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”
Двадцать первый век принес человечеству множество проблем, и среди них экологическую. Все чаще приходится задумываться о последствиях нерационального использования природных ресурсов, об опасности загрязнения почвы, воды и воздуха.
Публикация «Консультация для родителей „Роль сказок в экологическом воспитании детей раннего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Восприятие экологических проблем как угрозы здоровью особенно будущих поколений - стало общим для всего мира. Если два десятилетия назад экологические проблемы рассматривались больше с точки зрения эстетики, угрозе красоте природы, то теперь они общепризнанны как угроза здоровью людей.
Поэтому для нас главной задачей остается забота о здоровье ребенка. "Федеральный Государственный Образовательный Стандарт" предусматривает различные задачи воспитания и обучения дошкольников для осуществления их всестороннего развития. Но эти задачи неотделимы от задач по экологическому воспитанию. Поэтому, прежде всего, начиная с самого раннего возраста, мы должны учить детей мыслить экологически.
Ранний возраст - определяющий этап в развитии человеческой личности. Этот возраст - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих.
Большую роль в экологическом воспитании отводится воспитателю.
Влияние воспитателя в этом отношении начинается с первых дней пребывания ребенка в дошкольном учреждении. От педагогического мастерства воспитателя, от его культуры зависит, какого уровня общего развития достигнет ребенок, какие нравственные качества он приобретет. Заботясь о здоровье и о всестороннем развитии детей, мы, работники дошкольных учреждений, должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.
Поэтому воспитатель должен сочетать в себе любовь к детям с любовью к природе, к ее растительному и животному миру.
При ознакомлении детей с окружающим, природой, начиная с раннего возраста, предусматривается развитие интереса к явлениям природы.
Перед воспитателем стоят следующие задачи:
- воспитатель должен развивать у детей интерес и бережное отношение к природе, желание помогать в уходе за животными и растениями, приучать с помощью воспитателя кормить рыб, птиц, поливать растения, закреплять представления детей о траве, деревьях, цветах, (цветущие растения) по их отличительным признакам: трава зеленая, дерево высокое, на нем много листьев, цветы бывают разных цветов, учить детей замечать и называть явления природы (идет дождь, снег, светит солнце).
Для решения этих задач мы обращаемся, прежде всего, к художественно- литературному творчеству, как более доступному для детей, а именно: к сказкам, которые малыши очень любят и воспринимают с большой охотой и желанием. Сказочный фонд очень велик и многообразен. Сказки находят в сердце ребенка эмоциональный отклик. Даже в самых простейших сказках, например, "Репка" (русская народная сказка, мы воспитываем интерес ребенка к тому, что именно на земле может быть посажено и выращено растение, как репка, да не маленькая, а большая-пребольшая, которую посадил дед, да и тащили ее вместе с дедом, бабой и внучкой животные и помогли вытащить репку, т. е. здесь ребенок знакомится и с растительным, и с животным миром.
Или взять, к примеру, другую русскую народную сказку "Колобок". Здесь также мы обращаем внимание ребенка на то, откуда появился колобок, из чего он испечен, с кем он встречался и где.
Рассказывая детям эту сказку и показывая красочные иллюстрации, что не менее важно для ребенка, мы знакомим его с образами - представителями сказочного леса : зайцем, медведем, волком, лисой, и способствуем этим рассказом формированию различных эмоций в отношении к этим сказочным персонажам. И таких примеров сказочного мира можно привести немало.
Таким образом, сказки, связанные с растительным и животным миром, уже сами дают возможность познакомить детей с экологией, т. е. мы воспитываем детей экологически.
Сказки развивают воображение и чувство ребенка, делают его более чутким к восприятию всего окружающего.
Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей насекомых. Такие сказки приучают детей к образному восприятию окружающего мира, воспитывают интерес к нему.
Мир красок и звуков природы окружает ребенка. Научить малыша видеть, чувствовать подлинную их красоту - значит сделать его более богатым духовно, более счастливым.
Таким образом, сказки играют положительную роль в экологическом воспитании дошкольника.