Ирина Малышенко
Консультация для родителей «Безопасное детство»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Обращаем Ваше внимание на необходимость более внимательного отношения к собственным детям!
Конституцией Российской Федерации установлено, что забота о детях, их воспитание и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).
Публикация «Консультация для родителей „Безопасное детство“» размещена в разделах
В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Все эти обязанности закреплены в статьях 64 и 65 Семейного кодекса РФ. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Обязанности по воспитанию детей родители и лица, их заменяющие, несут до совершеннолетия ребенка.
С началом учебного года, каникул, несовершеннолетних может подстерегать повышенная опасность на дорогах, в лесу, на игровых площадках, в садах, во дворах. Этому может способствовать, прежде всего, отсутствие должного контроля со стороны взрослых и незанятость детей организованными формами отдыха.
Чтобы дети были здоровыми родителям надо помнить ряд правил и условий при организации отдыха и времяпрепровождения.
1. Не допускается нахождение детей в возрасте до 16 лет с 22 до 6 часов в период с 1 сентября по 31 мая включительно или с 23 до 6 часов в период с 1 июня по 31 августа включительно и детей в возрасте от 16 до 18 лет с 23 до 6 часов в общественных местах без сопровождения родителей. При отправлении с ребенком куда-либо вне дома, необходимо заранее условиться с ним о месте встречи, на случай если ребенок потеряется.
2. Особое внимание необходимо уделять поведению детей на улице (общению с незнакомыми людьми, играх на необорудованных игровых площадках).
3. Необходимо разъяснить ребенку соблюдение правил дорожного движения, пожарной безопасности и обращения с электроприборами.
4. К частым и распространенным нарушениям относится несоблюдение правил дорожного движения, езды на велосипедах.
5. Необходимо помнить, а также разъяснить несовершеннолетним, что детям, не достигшим 14 лет, запрещено управлять велосипедом на автомобильных дорогах.
6. Необходимо обращать внимание детей на случаи и причины возникновения пожаров из-за неосторожного обращения с огнем: шалости, непотушенные костры, сжигание мусора в лесу, поджигание травы.
7. Необходимо напомнить ребенку или выучить с ним номера телефонов экстренных служб, позвонив по которым он, попав в сложную ситуацию, будет сориентирован специалистом службы спасения о дальнейших правильных действиях. Телефоны службы спасения «01», с мобильного – «112» или «101».
8. Не оставляйте детей без присмотра в комнатах с открытыми окнами даже на короткий срок, так как это может привести к необратимым последствиям.
Дополнительным фактором риска для ребенка является бесконтрольный доступ детей в сеть «Интернет» и социальные сети, где много небезопасной, а также запрещенной к распространению информации для детей. Рекомендуется установить защиту на компьютеры и ограничить допуск детей к некоторым ресурсам.
Родителям несовершеннолетних рекомендуется формировать у детей навыки обеспечения личной безопасности путем проведения с детьми индивидуальных бесед, а также личным примером.
Старший помощник Ирбитского межрайонного прокурора: Илья Кулиш
«Какие игрушки необходимы детям»
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Выбор игрушек для ребёнка - очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.
У каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
В "подружки" маленькие мальчики и девочки скорее выберут Барби, Мишку, котёнка, зайчонка, то есть существо, очень на человека, близкое ему и понятное. Поэтому, узнав о заветной мечте ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.
Игрушки из реальной жизни.
Кукольное семейство (может быть и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.
Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию.
Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!
К трём годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с чёткой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребёнку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребёнок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнаёт, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребёнок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в "дочки-матери", "в папу и маму", в "магазин", в "доктора", "детский сад" и. т. п. Стремление ребёнка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование - "бытовые игрушки" должны быть похожи на "оригинал" и быть достаточно прочными.
К четырём годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребёнка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, т. к. детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зелёные листья - деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге - коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребёнку принесут не дорогие и бесполезные игрушки, а функциональные, пусть даже сделанные своими руками.
И ещё один совет. Не водите ребёнка слишком часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Только, когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Есть поговорка "Нельзя всю жизнь в игрушки играть". Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения.
«Не обращать внимания на детские ошибки или поправлять?»
Всегда у родителей возникает вопрос : как относиться к колоритным, но грамматически неправильно построенным детским словам? Закономерности возникновения ошибок позволяют проследить ход речевого развития ребенка.
Одна из ошибок ввязана с заменой одного поставленного звука другим («масина» вместо «машина»).
Необходимо поправлять неправильное произнесение ребенком звука. Чем раньше слово, употребляемое в неправильной форме, попадет в лексикон ребенка, тем сложнее исправляется в дальнейшем.
Придуманные детьми слова, которые не употребляются в речи взрослого. Взрослые могут восторгаться словотворчеством малыша, но не должны хвалить при ребенке то или иное придуманное им слово. Таким поощрением взрослые могут закрепить неправильное слово в его словаре. Услышав неправильно произносимое слово ребенком, необходимо сразу поправить ребенка. Нужно очень четко произнести слово и попросить малыша повторить его.
Следующей ошибкой является построение глагольных форм по образцу одной более легкой для ребенка формы. («вставаю» вместо «встаю»). Когда ребенок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то он распространяет ее на другие.
Ощибки с изменением существительных по падежам. («Возьмем все стулы….»
Ошибки в окончаниях существительных и в употреблении сравнительной степени прилагательных. Речь ребенка в дошкольном возрасте еще бедна прилагательными. Прилагательные сложны для восприятия ребенком. Дошкольник в своей речи использует небольшое количество прилагательных, с которыми их знакомит взрослый во время игры или в повседневной деятельности: страшный, злой, добрый, хороший.
Обязательно нужно исправлять ошибки в речи своего ребенка. Делать это нужно тактично. Не нужно смеяться над речью ребенка, обидите его. Он может на какое-то время замолчать, а также он может потерять к вам доверие.
Нужно обязательно развивать интерес ребенка к свойствам предметов (большой, маленький, красный и т. д, и людей (злой, добрый, сильный, слабый).
В возрасте двух лет ребенок способен отличить качество от количества или действия.
Наибольшую сложность для ребенка представляет соотнесение качественных характеристик предмета. (размер с размером, цвет с цветом). Ребенок путает эти понятия.
Ирина Штельма
"Читаем дома"
«Книга – это окошко, через которое дети видят и понимают мир
и самих себя»
В. А. Сухомлинский
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что
несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет
погружение в чтение.
Правила, которые сделают чтение вслух привлекательным:
1. Показывайте ребёнку, что чтение вслух доставляет вам
удовольствие. Не бубните, как бы отбывая давно надоевшую
повинность. Ребёнок это почувствует и утратит интерес к
чтению.
2. Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен
знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного
домика, и не повозка, которую можно возить по комнате.
Приучайте детей аккуратно обращаться с ней. Рассматривать
книгу желательно на столе, брать чистыми руками, осторожно
перевёртывать страницы. После рассматривания уберите книгу на место.
3. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.
Взрослый во время чтения или рассказа должен стоять или сидеть перед детьми так, чтобы они могли видеть его лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
4. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи.
Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.
5. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то громко, то тихо - в зависимости от содержания текста. Читая детям стихи и сказки, старайтесь передать голосом характер персонажей, а также смешную или грустную ситуацию, но не «перебарщивайте». Излишняя драматизация мешает
ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.
6. Читайте сказки всегда, когда ребёнок хочет их слушать. Может быть, для родителей это и скучновато, но для него - нет.
7. Читайте ребёнку вслух каждый день, сделайте из этого любимый семейный ритуал. Непременно продолжайте совместное чтение и тогда, когда ребё нок научится читать: ценность хорошей книги зависит во многом от того, как отнеслись к книге родители и найдут ли для неё должное место в своей семейной библиотеке.
8. Не уговаривайте послушать, а «соблазняйте» его. Полезная уловка: позвольте ребёнку самому выбирать книги.
9. Читайте вслух или пересказывайте ребёнку книги, которые вам самим нравились в детстве.
Прежде, чем прочитать ребёнку незнакомую вам книгу, попробуйте прочитать её сами, чтобы направить внимание ребёнка в нужное русло.
10. Не отрывайте ребёнка от чтения или рассматривания книжки с картинками. Снова и снова привлекайте внимание детей к содержанию книги, картинок, каждый раз раскрывая что-то новое.
На воспитание детей оказывают влияние самые разнообразные жанры художественного слова -
сказки и рассказы, стихи и потешки, пословицы и поговорки.
Произведения социально-нравственного содержания в помощь родителям для чтения детям 3-4 лет:
Книги о дружбе
К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»,
Е. Пермяк «Самое страшное»,
Е. Серова «Нехорошая история»,
Г. Остер «Сказка с подробностями»,
Л. Толстой «Два товарища»; «Девочка — ревушка».
Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»,
Х. Хайне «Друзья навсегда».
Успенский, Эдуард Николаевич. Крокодил Гена и его друзья
«Бременские музыканты», братья Гримм, пер. снем. А. Введенского
Д. Самойлов. «У слонёнка день рождения»
Отношения к природе
А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка.»
Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.)
Бунин. «Листопад» (отрывок)
А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат.».
Я. Аким. «Первый снег»
И. Суриков. «Зима»
О вежливости
К. Чуковский. «Телефон»
С. Маршака «Урок вежливости»,
К. И. Чуковского Мойдодыр»
«Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского;
русская народная сказка «Лиса и журавль»;
«Ежели вы вежливы» С. Маршака
«Правила поведения для детей» О. Журавлева;
«Волшебное слово» В. Осеевой;
«Уроки вежливости» А. Усачева.
О доброте
К. Чуковский. «Федорино горе»;
стихотворения О. Дриз «Добрые слова»;
В. Осеевой «Хорошее»;
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключение Буратино»;
П. Ершов «Конек — Горбунок».
Пословицы о доброте:
Добрый человек придёт, словно свету принесет.
Доброе слово – половина счастья.
Добрый скорее делает дело, чем сердитый.
Доброе дело веками помнится.
Добрый человек в добре живет век.
Жизнь дана на добрые дела.
О помощи
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе
В. Бианки. «Подкидыш»
В. Осеева. «Волшебная иголочка»
В. Осеева «Заячья шапка»,
В. Осеева «Добрая хозяюшка»,
О трудолюбии
С. Михалкова «Важные дела».
Александр Щедрецов «Два медвежонка»
Толстой «Заяц пляши-гуляй».
«Скучен день до вечера коли делать нечего»
«Играть - играй, да дело знай»
«Всё готово, да бестолково»
«Поспешишь - людей насмешишь».
Прочтите и вдумайтесь в эти замечательные строки:
Если у ребенка слезы и капризы,
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Сын не разберется, что там, на экране,
И добрей и лучше от него не станет.
Не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга.
Книга – дар бесценный, что как солнце, светит.
Пусть полюбят дети светлые страницы –
И улыбкой доброй озарятся лица.
Каждый родитель мечтает, чтобы дети радовали их своей сообразительностью и образованностью.
Книга призвана содействовать процессу воспитания и образования ваших чад.
ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы. Ни один чудо-препарат не может заменить то, что дано матушкой-природой. Почему в одном и том же детском коллективе один малыш сразу заболевает, как только на него кто-то чихнул? А другой за целый год даже не кашлянет?
Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание детей дошкольного возраста. Для достижения максимального результата начинать нужно с раннего возраста.
Что такое закаливание - это адаптация организма к холодным воздействиям. Данное определение очень примитивно и не раскрывает всей сути понятия.
Закаливание детей дошкольного возраста характеризуют следующие положения -это система определенных процедур в ритме дня. Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку, определяя формирование его мышления и дальнейшей деятельности. Это не самоцель. Оно является средством укрепления и сохранения здоровья ребенка.
Основные принципы закаливания детей дошкольного возраста:
Регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);
Постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);
Чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, ежедневно только растирая грудь холодной водой);
Использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);
Комплексность процедур (это не только обливание водой, это и прогулки на свежем воздухе, и катание на лыжах, и плавание, и бег, и баня);
Процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции
Общие правила закаливания:
Одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);
Укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате.
(ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;)
После сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;
Ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);
в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.
Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.
Закаливание детей в домашних условиях:
Проводя любые закаливающие процедуры, необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш колотится от холода, Вы явно переборщили с этим самым холодом. Каждый ребенок индивидуален, поэтому при проведении закаливающих процедур и выборе температур нужно ориентироваться именно на свое чадо.
Итак, есть разные методики и правила закаливания детей дошкольного возраста:
Воздушная ванна по утрам в одних трусиках. В течение десяти-пятнадцати минут при открытой форточке сделайте с ребенком гимнастику.
Умывание до пояса. Сначала теплой водой мойте ребенку лицо, руки до локтя, шею, грудь, спинку. Постепенно температуру воды снижайте. После умывания промокните полотенцем крупные капли воды. Растирать и массажировать не нужно. Умываться необходимо утром и вечером.
Полощите ежедневно нос, рот и горло теплой водой. Если ребенок часто болеет, используйте для полосканий травяные отвары (с ромашкой, календулой, шалфеем, мать-и-мачехой, березовыми почками) или раствор морской соли (чайная ложка на стакан воды). Как полоскать нос? Наберите в ладошку воды и дайте ребенку втянуть ее носом. Затем – высморкаться. И так несколько раз. Дети спокойно выполняют эту процедуру с четырех лет.
Позволяйте малышу периодически ходить босиком. Сначала в носочках по пушистому ковру. Затем – без носочков. Летом обязательно разрешайте ребенку ходить босиком по песку и траве (конечно, на безопасных участках). Хождение босиком по улице не только отличная процедура, но и хорошая профилактика плоскостопия.
Закаливание водой. Постепенно начинайте обливать стопы холодной водой утром и вечером.
Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес. Четырехлетний малыш вполне способен двигаться на своих ногах без перерыва до сорока минут. Используйте эти его способности.
Детки любят кататься зимой на санках с горы. Пусть катаются в свое удовольствие! Только не тащите его санки на гору сами. Ребенок должен двигаться, чтобы не озябнуть. Приучайте малыша и к другим зимним забавам: к лыжам (с четырех лет можно начинать учить, сначала без палок, к конькам (профессиональные спортивные клубы принимают детей с четырех лет). И еще. Завязывать шарфом рот и нос нельзя. Заставляйте ребенка дышать носом.