Надежда Бугакова
Консультация для педагогов «Эмоциональная безопасность детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов: «Эмоциональная безопасность детей дошкольного возраста».
Обеспечение эмоционального благополучия и комфорта (или проще эмоциональной безопасности) является приоритетной задачей образовательного учреждения, ведь если дети идут в детский сад с удовольствием, прекрасно себя чувствуют, а вечером не хотят уходить – это не показатель эффективности работы, эмоциональное благополучие ребёнка зависит от педагога, от его отношений со взрослыми и детьми, и от умения пользоваться своей эмоциональной сферой. Ведь эмоции это одна из важнейших составляющих человеческой натуры, они помогают ему воспринимать действительность, адекватно реагировать и конструктивно с ней взаимодействовать.
Публикация «Консультация для педагогов „Эмоциональная безопасность детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Сухомлинский: «Живое, непосредственное богатое в своих реакциях существо – ребенок не может быть эмоционально неподвижен и не должен чувствовать себя связанным или скованным».
Цель: научить осознанно воспринимать свои чувства, желания уметь выражать их для обеспечения собственного эмоционального благополучия.
Задачи:
- формировать понятия «эмоциональная сфера», учить воспринимать свои чувства, выражать их положив межличностные отношения;
- развивать умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать навыки решения и предотвращения конфликтов, учить пользоваться правилами нормального регулирования (уступить, извиниться, договориться);
- расширять правовую грамотность.
III подраздела
1) Психическое здоровье.
2) Детские страхи.
3) Конфликтные ситуации.
Принципы работы:
- системность;
- интеграция;
- преемственность взаимодействия;
- собственный пример;
- принцип доверия уважения и сотрудничества.
Воспитательная и образовательная работа по этому разделу проходит через все образовательные области и поэтому взаимодействие предполагает разные формы взаимодействия педагога с детьми, и они проходят в разнообразных видах: игры, продуктивная деятельность, ситуативные разговоры, чтение художественной литературы и многое другое.
I. Психическое здоровье.
Так как каждые два года наш детский коллектив меняется, мы начинаем работу с создания условий, в которых ребенку будет комфортно.
Используются следующие игры:
- направленные на развитие эмоциональной сферы («Я – незнайка», «Возьми и передай»);
- направленные на сплочение детей и воспитания чувства единства («Путаница»);
- на установление доверительных отношений («Угадай кто я (вслепую)», «Сиамские близнецы», различные виды взаимомассажа);
- на формирование невербального общение, развивающее внимание к сверстникам («Попугай», «Зеркало», «Повтори за мной»);
- различные подвижные игры на переживание общих эмоций («Ласточки и сова», «Кот и мыши»).
Различные игрушки, пособия, призваны освободить от стресса («Уголок релаксации» с мягким поролоном и подушками, альбомы с домашними фотографиями, песочные часы, забавные игрушки, калейдоскопы, светящиеся игрушки, переливающийся календарь, набор сыпучих материалов, «Телефон доверия»).
У входа в группу нас встречает экран настроения с фото и карточками по сезонам. Вот тут мы и начинаем знакомить с эмоциональной сферой (различные беседы, театральные и сюжетно-ролевые игры, музыка, чтение литературы, различные этюды-превращения).
II. Детские страхи.
На эмоциональном состояние негативно влияют страхи, поэтому педагогу важно понимать, что чувство страха осторожности и является нормой, но порой необходимо помочь ребенку справится с ним.
Подвижные игры для снятия различных страхов: «Бабка-Ёжка», «Привидения».
Продуктивная деятельность: «Нарисуй свой страх».
Чтение художественной литературы: Н. Носов «Тут-тук», «У страха глаза велики».
Игры-этюды и инсценировки, способствующие установлению собственной значимости, уверенности в себе: «Уроки сказок», «А я умею так», «Мы -силачи», рассказы воспитателя о своих страхах.
Сюжетно-ролевые игры с героем, предметами, ситуациями, которые вызывают страх: «Скоро в школу», «Доктор», «Один дома».
Беседы о правах ребёнка и профилактика жестокого обращения с детьми.
III. Конфликтные ситуации.
Важной задачей является профилактика конфликтных ситуаций, ведь споры, ссоры, а иногда и драки являются показателем неблагоприятной атмосферы.
Здесь помогут различные игры-тренинги, которые помогут детям найти способ выхода из конфликта:
- игры на снижение и контролем над агрессией («Хищники», «Паук и мухи»);
- упражнения по физической релаксации;
- предметы для выплеска негативной энергии («Остров плакс», «Спрячь всё плохое» - коробочка, подушечка для битья, «стаканчик сердитых слов»;
- предметы «мирилки» («Остров примирения»);
- чтение и анализ художественной литературы;
- дидактические и настольно-печатные игры («кубик настроения», «театр мимики», «театр настроений»;
- игры, знакомящие с понятием эмоциональных состояний («Хорошо-плохо», «Подбери героя сказки»).
Ну и, конечно, немаловажную роль играет участие родителей. Поэтому мы активно сотрудничаем с семьями воспитанников.