Ирина Сафронова
Консультация для педагогов «Элементы ТРИЗ в изодеятельности»
Тема: «Элементы ТРИЗ в изодеятельности".
Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одарённых, но и почти всех детей, т. е., увлекая ребёнка в сказочный мир искусства, мы, незаметно для него развиваем у него воображение и способности. Но здесь необходимо быть чутким и осторожным ко всем проявлениям детской фантазии. Нередко о богатстве воображения ребёнка судят только по рассказам и рисункам на фантастические темы и сюжеты, в чём-то отклоняющиеся от реальности. Такое суждение чаще всего бывает неточным, по крайней мере, по отношению к детским рисункам, где за самым обыкновенным сюжетом скрывается богатое и очень сильное воображение ребёнка.
Публикация «Консультация для педагогов „Элементы ТРИЗ в изодеятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Я пришла к выводу, что использование элементов ТРИЗ необходимо в образовательной деятельности по изодеятельности, а также в самостоятельной художественной деятельности детей.
В образовательной деятельности по изодеятельности я выполняю следующие правила:
1. Ребёнок должен иметь возможность самостоятельно выбрать изобразительный материал.
2. Выбор материала, на котором будет нанесено изображение, должен принадлежать ребёнку, доступ к различному материалу должен быть свободен.
3. У ребёнка необходимо сформировать умение использовать различную технику изображения в образовательной деятельности, применять каждый вид изображения отдельно и в комплексе различные виды.
Свою работу по изодеятельности с элементами ТРИЗ я
начинала с игры: «На что похоже?». Например, показываю детям листы с изображением геометрических форм, ломаных и округлых линий. Дети рассматривают изображения и называют предметы, напоминающие по форме увиденное.
Использовала другие варианты игры: показываю детям изображения клякса и дети называют предметы, которые им напоминает клякса.
Вот один из вариантов проведения образовательной деятельности: «Волшебные листочки».
Перед детьми раскладываю листы бумаги с нарисованными на них геометрическими формами. Говорю: «Дети, я принесла волшебные листочки. Посмотрите на них, они почти чистые. А мне по секрету сказали, что на них что-то нарисовано, но никто не видит. Я предлагаю вам дорисовать их так, чтобы все видели, что прячет в себе листочек». Дети подходят к столу и выбирают себе листочек, который им хочется дорисовать. Необходимо дать детям время, чтобы они походили вокруг листочков и выбрали себе понравившийся. Листочков должно быть больше, чем детей. Дети составляют небольшие рассказы по своим рисункам. Можно разнообразить задание: дать детям листочки с 2 – 3 геометрическими формами.
На таком же материале проводится образовательная деятельность «Волшебный овал». Раздаю детям листы бумаги с нарисованными на них овалами. На доске большой лист с нарисованным овалом. Спрашиваю: «Как вы думаете, что здесь нарисовано? (Неправильный круг, овал, яичко, бублик). Спрашиваю: А если хорошо посмотреть, подумать, вспомнить знакомые сказки, может, этот овал напоминает знакомых сказочных героев?
- Это яичко из сказки «Курочка Ряба»
- Это репка. Её тянули, тянули вытянули.
- Это золотая рыбка, если дорисовать плавники и хвостик.
Дети называют таких героев сказок, как мышонок, лягушка, поросёнок, черепаха.
Затем предлагаю детям нарисовать сказку, где все герои из такого необыкновенного кружка.
Дети рисуют сказочных героев, а затем все вместе составляют рассказ или сказку.
Аналогично проводится образовательная деятельность с волшебным треугольником и прямоугольником.
Благодаря этому у детей развивается творческое воображение,
Они учатся видоизменять, преобразовывать имеющиеся представления и создавать на этой основе относительно новые образы.
Перед новым годом проводила образовательную деятельность на тему: «Новогодние ёлочные украшения». Дети придумывали ёлочные украшения, которые никто никогда не видел. На тему «Карнавал». Дети выбирают силуэты кукол и придумывают им карнавальные костюмы, маски. Например, костюмы фантастических животных, сказочных героев, костюмы игрушек. Все костюмы вырезаются и надеваются на кукол.
Интересен, на мой взгляд, цикл образовательной деятельности «Фантастические страны». Сначала дети рисуют улицы волшебной страны, необыкновенные здания, фантастические растения. Рисунки выкладываются в ряд и получается улица.
Далее дети придумывают жителей волшебной страны, диких и домашних животных. Говорю: «Страна волшебная, значит и жители должны быть не простыми. Давайте придумаем таких жителей, которых нет на свете».
В заключение дети рисуют транспорт, на котором можно путешествовать по волшебной стране. Жители, животные, транспорт вырезаются, и дети играют в игру «Волшебный город».
Цикл образовательной деятельности по сказкам помог развить у детей творческое воображение, фантазию, научил наделять известные сказочные персонажи качествами, которые им присущи.
Очень интересным было рисование по сказке «Колобок». Показываю детям книгу о Колобке. Говорю: «Лисичка хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо? (провожу игру «Хорошо-плохо»). А как сделать так, чтобы Колобок Лисе не достался? Как спасти его? Обговариваю с детьми разные вариант спасения Колобка. Предлагаю детям нарисовать такой Колобок, который они придумали. После устраиваем выставку, и дети рассказывают друг другу, как они спасли Колобка».
В образовательной деятельности «Новый Колобок» предлагаю детям назвать те предметы или игрушки, которые по форме или цвету напоминают Колобок. Обговариваются свойства и внешние признаки. После этого даю детям задание нарисовать ту игрушку, в которую может превратиться Колобок. (Материал дети выбирают сами).
Можно провести образовательную деятельность «Колобок - Великан» (Колобок стал большим, как вы думаете, почему он таким стал). «Колобок - Малютка». Дети рисуют, как такой Колобок будет вести себя в сказке. Рисунки можно склеить в книгу и рассказать по ним новую сказку.
Развить эту тему можно в образовательной деятельности «Моя сказка о Колобке». Здесь меняется место действия сказки. Например: Колобок живёт с бабкой и дедом на 12 этаже дома с лифтом. Как будут развиваться события? Дети придумывают сказки и зарисовывают интересные эпизоды своих сказок.
Одним из стилей изобразительного искусства является кубизм. Кубизм – это упрощение форм, видение мира и отображение его в виде геометрических фигур. В картинах этого стиля намёк на кристаллы, кубики из которых складываются картины. Человеческие тела, предметы кажутся разложенными на суммы простых геометрических фигур.
Вот один из примеров проведения образовательной деятельности в технике кубизм. Дети используют в рисовании какую-нибудь одну геометрическую форму или две формы (квадрат + круг, (круг + треугольник). Предлагаю детям нарисовать игрушки в технике кубизм. Далее дети рассказывают, как с ними играть. Предлагаю поиграть в игру «Хорошо - плохо», поискать в игрушках хорошее и плохое, но по окончании подчеркнуть всё хорошее. Я использую такие темы: «Новые игрушки», «Придумай и нарисуй картинку», «Сказки в кривом зеркале», «В стране роботов».
В образовательной деятельности я использую такой стиль искусства, как «авангард». Дети учатся не только изменять, но и преобразовывать, комбинировать прежние знания и новые сочетания и создавать на этой основе относительно новые (для ребёнка) образы и образные ситуации, передавать в рисунке своё настроение, чувства, ощущения. Учатся находить в пятнах и цветовых сочетаниях образ, настроение, движение.
Технику использую любую. Живопись – беспредметная. Главное – выразить и объяснить, что хотел изобразить, свои чувства в этот момент. Использую такие темы:
- «Тучи по небу летят» (метод «кляксография»)
- «Что получилось?» (метод «монотипия»)
- «Весело и грустно» (рисование по мокрой бумаге или по мокрой мятой бумаге)
- «Волшебная капля» (метод «монотипия», «кляксография»)
И много других тем. Главное, чтобы ребёнок мог выразить своё настроение, включить воображение, фантазировать.
Цикл образовательной деятельности «Рисуем музыку» помогает создать у детей эмоциональный отклик на музыку, передать своё отношение изобразительными средствами.
Предлагаю детям: «Закройте глаза и послушайте музыку (звучит оркестровая музыка). А теперь попробуйте, не открывая глаз рассказать, кто что услышал. Постарайтесь описать так, чтобы получилась картина и другие дети смогли её увидеть». Дети рассказывают. «Вот видите, картину можно нарисовать не только красками, но и словами, а можно и с помощью звуков. Попробуйте нарисовать то, что у вас получилось. А затем мы сравним, разные или одинаковые картины у вас получились на одинаковую мелодию».
Проводила образовательную деятельность на тему «Графическая музыка». Предлагала детям прослушать музыку с закрытыми глазами и лёгкими движениями простого карандаша нанести любые линии на лежащий перед ними лист бумаги. Когда мелодия закончится, дети открывают глаза, берут любой цветной карандаш и внимательно рассматривают рисунок. Даю задание: увидеть в переплетении какой-либо силуэт и обвести его цветным карандашом.
В этот цикл входят также темы: «Волшебные инструменты» (дети подбирают цвет к звучанию музыкального инструмента, «Говорящие инструменты» (перед детьми репродукции картин, дети подбирают мелодии к картинам, как бы рисуют картины мелодией, «Рисуем музыку» (после звучания музыки рисуют, что они увидели и рассказывают о своей картине).
Таким образом, система ТРИЗ предоставляет большие возможности для развития у детей творческого воображения, фантазии.
В ходе образовательной деятельности дети получают неизгладимые впечатления. Свои впечатления они переносят в самостоятельную деятельность, продолжая использовать методы и приёмы.
Посредством такой работы дети раскрепощаются, у них развивается самостоятельность, активность, нестандартность мышления.