Светлана Порткина
Консультация для педагогов «Экскурсии и целевые прогулки в городе»
▼ Скачать + Заказать документы
Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор. прочтены только первые страницы.
Д. Писарев
В нашем современном мире проблемы экологии приобрели наиважнейшее значение. Человечество в последнее время стремительно старалось обуздать природу, забывая, что мы «в ответе за тех, кого приручили». Первостепенной задачей стало принятие мер по защите окру-жающей среды от загрязнения и разрушения, сохранению разнообразия живых существ, сбережению генофонда планеты; расширение экологического миро-воззрения не только взрослых, но и детей. Основы экологического воспитания, экологической культуры закладываются в процессе дошкольного образования. Освоение детьми основ экологической культуры во многом зависит от воспитателя: от его методической грамотности, понимания важности экологического образования в формировании личности воспитанников, от умения создать условия для подобной работы, увлечь детей, сформировать у них бережное отношение к природе и окружающему миру. Действительно, дошкольников привлекают природа, ее явления, разнообразие; она вызывает в них эмоциональные переживания. А чтобы ребенок был более внимательным, следует учить его вести наблюдения за окружающим миром, любоваться увиденным на лугу, пруду, в лесу и т. д. Одна из форм работы с детьми по изучению основ экологии — экскурсия. Это сложный и трудоемкий вид обучения, преимущество которого состоит в том, что он позволяет в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.
Публикация «Консультация для педагогов „Экскурсии и целевые прогулки в городе“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Прогулки. Консультации
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Проводятся экскурсии, как на территории детского сада, так и вне него. На сегодняшний день у детей, посещающих ДОО, возможности принимать участие в экскурсиях и целевых прогулках за территорией детского сада в условиях большого города очень мало. Кроме того, из-за боязни нарушения постановлений, приказов о мерах безопасности в работе с детьми, отсутствия конкретных и четких инструкций для работников детских садов многие руководители не берут на себя такой ответственности. Тем не менее, в СанПиН 2.4.1.3049-13 не прописан запрет посещения детьми дошкольного возраста музеев, лесопарков и других мест массового скопления людей.
Организация и методика проведения экскурсий и целевых прогулок
Экскурсии, как форма занятий, проводятся в средней, старшей и подготовительной к школе группах не реже одного раза в месяц. По содержанию они делятся на два вида:
— природоведческие (познавательные) — в лес, на пруд, луг. Их целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, чтобы показать детям сезонные изменения, происходящие в природе;
— экскурсии с целью ознакомления с трудом взрослых (конюшня, заповедник и т. д.). Их можно проводить эпизодически, в зависимости от программы и возраста детей. Все экскурсии и целевые прогулки связаны с пребыванием на свежем воздухе, с движением, и поэтому они содействуют укреплению здоровья детей. Провести экскурсию значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому ее успех зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей. Преследуя цель формирования бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые их окружают и с которыми они знакомятся в дошкольном возрасте, в детском саду необходимо разработать комплексно-тематический план проведения экскурсий и целевых прогулок в городской среде
Исходя из цели, могут быть поставлены следующие задачи.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, сообразительность, умение сравнивать и анализировать, интерес к изучению природы.
Воспитательные:
— воспитывать патриотизм, любовь к природе, культуру поведения, аккуратность, ответственность, бережное отношения к природе;
— проявлять исследовательский подход к изучению природы;
— устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями;
— формировать навыки самостоятельного изучения окружающей действительности. В ходе реализации цели и задач должны быть достигнуты следующие результаты.
Дети знают:
— явления неживой природы, сезонные изменения;
— виды животных;
— лес, пруд, луг (как природное сообщество);
— аквариум и его обитателей;
— перелетных и зимующих птиц; — природоохранную деятельность человека.
Дети умеют:
— выбирать объект наблюдения;
— рассматривать и сравнивать объекты природы;
— ухаживать за отдельными животными.
Перед началом экскурсии необходимо провести предварительную работу:
— определить цель экскурсии и отобрать программное содержание;
— определить место: выбрать наилучший путь к нему, не утомительный, не отвлекающий, исходить из физических возможностей детей;
— определить продолжительность экскурсии : путь до места в одну сторону не должен превышать: в средней группе — 30 мин; в старшей и подготовительной к школе группах — 40—50 мин с учетом особенности дороги и состояния погоды;
— осмотреть лично (воспитателем, проводящим экскурсию) место, найти нужные объекты и учесть те необходимые знания, которые получили дети о данных явлениях;
— провести предварительную работу с воспитанниками: беседы, игры, занятия, на которых дети получают необходимую информацию по теме, активизировать правила дорожного движения;
— медицинский осмотр, выявить детей с особенностями в развитии; — инструктаж с сотрудниками и родителями, проводящими экскурсию, по технике безопасности и об оказании первой помощи при несчастных случаях;
— проинформировать родителей заранее, взять согласие на проведение экскурсии;
— подготовить команду сопровождающих: не менее 6 человек из взрослых на 25— 28 детей. (Например, два воспитателя и их помощник, два работника детского сада и не менее двух родителей воспитанников.);
— издать приказ о проведении экскурсии, с обязательным прохождением инструктажа по технике безопасности (заведующий);
— наметить экскурсию в первой половине дня, взамен утренней прогулки;
— обратить внимание воспитателей и родителей на одежду и обувь детей, вещи должны соответствовать климатическим и погодным условиям, быть удобными.
Таким образом, используя территориально-благополучное расположение детского сада, воспитатели ведут интенсивную работу по экологическому воспитанию дошкольников. Данная форма позволяет формировать у детей в естественной обстановке осознанно-правильное отношение к природе и ее явлениям, способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе, развитию эстетических чувств, воспитывать бережное отношение к окружающей среде, укрепляет здоровье вос-питанников.
Литература:
1. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»
№ 1/2014год с. 58.