Людмила Перевезенцева
Консультация для педагогов «Экологическое развитие дошкольников в исследовательской деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Я сорвал цветок, и он завял.
Я поймал жука, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял:
«Прикоснуться к природе можно только сердцем».
На протяжении своей педагогической деятельности, я заметила, что последние годы прослеживается такая тенденция, что наши дети стали мало общаться с живой природой. Редко у кого в доме встретишь домашнего любимца, если цветы, то почему-то искусственные, если едем отдыхать, то ни как не в деревню, а куда-нибудь на курорт. Поэтому, когда ребенок сталкивается с распустившимися цветами, то норовит сорвать их, не задумываясь, что тем самым губит их. Попадая в лес, наши дети ведут себя, как «нерадивые хозяева», не понимая, что человек в лесу всего лишь гость.
Публикация «Консультация для педагогов „Экологическое развитие дошкольников в исследовательской деятельности“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и исследование объектов и явлений реальности. В младшем дошкольном возрасте, ребенок, познавая, окружающий мир, стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать по нему и т. д. В старшем дошкольном возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета в изобразительной деятельности, «пройти под радугой».
В повседневной жизни ДОУ предусматривается процесс экологического воспитания детей в разные режимные моменты. С этой точки зрения наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака, когда дети приходят из дома, – это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, промежуток между занятиями и обедом, вечернее время после полдника. Два последних периода чаще отводятся под прогулку на участке – они особенно важны для общения детей с природой ближайшего окружения.
На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных – это важнейшее мероприятие повседневной жизни. В утренние часы воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, которая в разных возрастных группах приобретает разную форму и организацию.
Исследовательская работа, как форма образовательной деятельности воспитанников, является высокоэффективной в условиях ДОУ, так как в её процессе дети принимают непосредственное участие и тем самым, познают картину мира в целом, и особенности некоторых физических явлений в частности. Не важно, кем станет ребёнок в дальнейшем, главное, что занятия различными видами познавательной, практической, исследовательской деятельностью, очень полезны для всех. Они помогают сформировать творческую, активную личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.
В группе №9 «Дюймовочка» созданы условия для ознакомления дошкольников с природой : в групповой комнате - уголок природы, на территории детского сада - цветник, растения леса, поля и сада. Уже с конца зимы мы начинаем с детьми устраивать мини-огороды: высаживаем в ящики с землей лук, овес, горох; готовим цветочную рассаду: бархатцев, астр, циннии. Весной мы оформляем клумбы. Формируем у детей умение не только восхищаться и беречь красоту, созданную природой и другими людьми, но и создавать красоту для себя и для других. В течение всего лета дети ухаживают за цветами, видят результат своего труда. Воспитатели рассказывают о влиянии цветов на людей, о пользе лечебных трав.
Большое внимание мы уделяем организации элементарной исследовательской деятельности, помогающей ввести детей в мир познания природы, пробудить их интеллектуальные способности. Даем детям возможность «общаться», «действовать» с объектами природы. Такими возможностями обладает эксперимент. Он позволяет дать детям наиболее полную информацию об изучаемых объектах или явлениях, повысить наглядность и доступность материала, сделать процесс познания наиболее эффективным и, конечно, удовлетворить естественную любознательность дошкольников.
В условиях детского сада мы используем только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется бытовое и игровое оборудование. Такое как, например, прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки (от детского питания, гибкие пластиковые или резиновые трубочки, взбивалки, деревянные лопатки и шпатели для размешивания и др.
Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Проводятся опыты чаще всего в старшей группе. В младшей группе воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям.
Таким образом, опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
Дошкольное детство - это период игры, поэтому мы широко используем различные дидактические игры природоведческого содержания.
В группе №9 «Дюймовочка» имеются настольно-печатные игры, например, «Зоологическое лото», «Ботаническое домино» др. Словесные дидактические игры развивают в дошкольниках не только восприятие и речь, а также умение анализировать и описывать; они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы: относить их к той или иной категории.
Детям нравятся игры «Когда это бывает?», «Что в природе бывает круглым?», «Назови одним словом». Широко используются экологические игры-занятия, игры-путешествия, игры-конкурсы. Интерес и распространение приобретают экологические театрализованные игры. Эти игры развивают воображение, эмпатию, усиливают доминантность отношения к природе, усиливают компоненты личностного отношения к природе, формируют навыки взаимодействия с природой.
Из важных инструментов в воспитании многих поколений людей, живших в гармонии с природой, была, как это ни удивительно сказка, которая сопровождала человека от рождения до глубокой старости. Использование в экологическом образовании народных сказок является методом формирования основ экологического сознания у дошкольников.
Следует отметить также одно из направлений творческого поиска - экологическую сказку, интерес к которой у детей определяется новизной сюжета, наличием необычных персонажей, элементами загадочности и позволяет педагогу в занимательной форме раскрыть сложные явления природы, дает возможность научить детей научному видению, вызвать сочувствие ко всему живому, заложить начальные формы осознанно правильного отношения к природе.
Особое внимание в работе группы №9 «Дюймовочка» отводится теме экологического просвещения родителей. Сотрудничество её происходит через родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, стенды, пропагандируя педагогические знания. Участие родителей в выставках, совместной деятельности по благоустройству участка группы.
Таким образом, опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников показал, что выбранное нашим коллективом направление верно. Дети выражают устойчивый интерес к данным занятиям, понимают значимость взаимосвязей в природе, осознают место человека в ней.
Рекомендации для воспитателей.
На основе проведенной работы можно сформулировать ряд рекомендаций воспитателям:
1. Ознакомление с объектами и явлениями окружающей природы будет более результативным, если воспитатель будет отмечать все достижения и самостоятельность детей, хвалить за уверенность и инициативу.
1. Необходимо постоянно использовать в педагогической практике инновационные технологии, в результате которых будет достигаться положительный эффект развития всех сторон познавательной деятельности ребенка - дошкольника.
3. Работа по экологическому воспитанию дошкольников не должна проходить изолированно от той воспитательно-образовательной работы, которую осуществляет ДОУ.
4. Мероприятия по использованию инновационных технологий должны охватывать все виды деятельности дошкольников.